Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Плохая память - об одной из основных причин "необучаемости" и о том, как с ней бороться

Сложно переоценить значение памяти для обучения. Если бы у нас её не было, мы бы не учились новому и не могли совершенствовать уже изученное. От качества памяти сильно зависит скорость обучения. А ещё когда у ребёнка с особенностями развития память становится достаточно развитой, он наконец-то начинает хватать знания из окружения. С ним больше не нужно будет без конца гонять одно и то же по кругу по 10 раз, чтобы он ничего не забыл.

Память, как и внимание, делится на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная не требует особых усилий для запоминания - ребёнок быстро запоминает потому, что ему интересно или если он получил какие-то впечатления. Как правило, этот вид памяти у детей не страдает вообще, за исключением каких-то глобальных патологий мозга. А вот произвольная память, увы, повреждается достаточно часто, снижая обучаемость. Нередко именно из-за неё дети медленнее учатся читать, писать и осваивать любые другие навыки.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Произвольное запоминание тесно связано с произвольным вниманием. Ребёнок плохо запоминает материал, если отвлекается и не может удерживать внимание. Поэтому если плохо с учебной памятью, всегда параллельно стоит развивать внимание. К счастью, большинство заданий на развитие и того, и другого пересекаются, что упрощает задачу.

Итак, что можно сделать, чтобы прицельно поработать над памятью, если есть такая необходимость? Прежде всего, это разные упражнения и игры, в которых ребёнок будет вынужден что-то вспоминать. Ниже примеры некоторых из них для возраста 4+. Можно и раньше, просто вероятность справиться после 4 лет выше. Эти задания на разный уровень развития, но в целом почти для каждого ребёнка можно выбрать хотя бы пару вариантов, которые он точно осилит.

  • Предложите ребёнку посмотреть на любую картинку и запомнить как можно больше предметов. Потом закройте изображение, подождите 5-10 секунд и попросите вспомнить увиденное. Здесь не нужны сложные сюжетные картинки - достаточно чего-нибудь такого:
из открытых источников
из открытых источников
  • Попросите рассказать как прошёл день малыша что он ел, во что играл и прочее;
  • Просите описать что-нибудь по памяти. Если у самого ребёнка не получается или он не понимает задание, задаём наводящие вопросы. Например, у вас дома живут рыбки в аквариуме. Только на базе одного этого предмета можно задать массу вопросов, заставляя работать память. Вы можете спросить: Сколько у нас рыбок (примерно)? Какого цвета? Какие у них имена (если есть)? Кто быстрее всех плавает? Что они кушают? Какие части тела у них есть (плавники, жабры, хвостики, чешуя, голова и прочее)?;
  • Дайте ребёнку задание "сходить в магазин" и "купить" вам продукты/вещи, запомнив то, что вы скажете. Далее диктуете произвольный набор товаров. Допустим, овощи/фрукты: апельсин, банан, картошка, свекла. Ребёнок уходит в другую комнату и собирает вам заказанный продуктовый набор. Если сделал всё верно - обязательно хвалим;
Такая игра очень полезна для отвлекающихся детей, так как заставляет их удерживать в памяти задание и концентрироваться на выполнении конкретных действий, не отвлекаясь на посторонние вещи. Не давайте сразу большие списки - лучше 2-3 наименования и посмотреть, как справляется малыш. Если легко, значит можно усложнить, запросив большее количество "товаров".
  • Играйте в мемо и шахматы мнемоники - это отличные настолки для развития памяти;
  • "Угадай, что это?" - завязываете малышу глаза и даёте ему в руки разные предметы и игрушки. Ребёнок должен наощупь узнать предмет;
  • Просите рассказать вам сказку - пересказы любых сказок, мультфильмов, фильмов заставляют работать память, так как ребёнок для пересказа должен постоянно обращаться к ней;
Используя кумулятивные сказки ("Колобок", "Репка" и прочие), можно развивать память даже детей раннего возраста, так как в них простой, лёгкий для запоминания, повторяющийся сюжет;
  • Скопировать постройку по памяти. На глазах у малыша складываете что-нибудь из кубиков или конструктора. Затем даёте ему пару секунд, чтобы запомнить построенное. После чего закрываете постройку ширмой, листом или книгой. Ребенок должен по памяти собрать такую же конструкцию;
  • Предложите составить композицию из геометрических фигур по памяти. Нужен большой цветной прямоугольник (любой цвет) и несколько маленьких (относительно прямоугольника) вырезанных геометрических фигур. Вы говорите: "Художник забыл украсить квадрат. Нужно сверху наклеить 2 круга, в правый угол поместить красный треугольник, а в левый - зелёный."
  • Называете ребёнку короткую последовательность движений, НЕ показывая их. Малыш должен сделать их в том порядке, в котором вы назвали. Например, "Хлопни в ладоши, повернись кругом, прыгни". Позже можно усложнять задание, добавляя разных действий или увеличивая их количество - не просто "хлопни", а "хлопни 5 раз"

Что ещё можно сделать, чтобы улучшить состояние памяти?

Работать над улучшением сна, если с ним есть проблемы - отдых очень важен для памяти. Регулярный недосып может уменьшить объем запоминания до 40% и повысить риск возникновения болезни Альцгеймера в пожилом возрасте;

Давать БАДы для улучшения запоминания. Особенно здесь "по адресу" лецитин - в нем много холина. Из холина у нас в организме синтезируется вещество ацетилхолин - основной передатчик нервных импульсов, используемый мозгом для запоминания;

Напоминаю, что БАДы и любые лекарства нужно принимать после консультации у врача!

Также может помочь применение приёмов, облегчающих запоминание:

  1. Не зубрить, а объяснять - если ребенок понимает суть того, что он учит, он намного лучше запомнит информацию;
  2. Всё, что можно наглядно показать, нужно не только объяснять на словах, но и демонстрировать в реальной жизни/на видео - реальный опыт запоминается значительно лучше абстракций;
  3. Лучше всего запоминается то, что даётся вначале и в конце занятия. Поэтому места, в которых ребенок "плавает", лучше отрабатывать в это время, а середину занятия отводить на повтор и отработку вещей полегче;
  4. Информация не исчезнет из памяти, если она периодически повторяется;
  5. Не стоит пытаться за одно занятие утрамбовать в голову ребенка гигантский пласт знаний - по возможности лучше дробить большой объём на 2-3 куска и изучать по очереди.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

"Голос внутри" - о том, почему некоторые дети постоянно отвлекаются и нуждаются в частом повторении инструкций

Ребёнок отвлекается? Плохо запоминает инструкции на слух? Задания на развитие слухового внимания у детей 5-8 лет

Как мы учились читать? Нехитрые приёмы, которые помогли моему сыну с нарушением речи