Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

ЛЮБИМОЕ КИНО: «2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ» (1968 Г.)

Есть фильмы, после которых все меняется: мир, кино, зрители, искусство. И один из таких примеров «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика – кинофантастика, которая изменила и сам жанр, и степень его производства и уж тем более, саму меру доступности смысла картины, которую разгадывают до сих пор.

Фантастические фильмы, особенно про космические пространства и бороздящие его летательные аппараты, вкупе с инопланетянами и внеземными существами, часто являли собой жанр исключительно развлекательный с малыми сносками на «подумать». Космическая фантастика устаревает максимально быстро, и сейчас уже сложно без умиления смотреть на первые «Звездные войны», или вовсе на старые черно-белые картины, которые зритель, пресыщенный современными спецэффектами, предпочитает отвергать. Но, не смотря на весь архаизм взгляда на будущее и технологии 1968 года, «Космическая одиссея» до сих пор завораживает, что позволяет думать, что сам Кубрик был впереди планеты всей, используя в своем фильме не только предельный режиссерский перфекционизм, который в этой работе стал проявляться наиболее явно, но и новейшие разработки для съёмок фильма. Чего стоят только показы вращающихся космических станций, внутри которых люди могут находиться в разных плоскостях относительно друг друга или изображения состояний невесомости. Даже съёмки космического ландшафта с планетами, звездами и космическими кораблями, по сути созданные с участием фотографий, моделей и применения различных приемов в плане света, до сих пор смотрится очень красиво.

Кубрик и сценарист фильма писатель-фантаст Артур Кларк, конечно, не предсказали будущее, как и не достигли в своем воображении 2001 года: мы уже давно преодолели данную отметку, но так и не завоевали космос. И уж тем более, мы так и не ответили на вопрос о том, одиноки ли мы во Вселенной? И, потому, он пока остается без ответа, как и темы «Космической одиссеи», которых слишком много, но прямых ответов на них никто не дает. «Космическая одиссея» до сих пор волнует умы, разрастается теориями и детальными разборами, это показывает что «Одиссея» обладает элементами фантастики иного свойства, нежели чем просто сугубо развлекательной.
Кубрик и сценарист фильма писатель-фантаст Артур Кларк, конечно, не предсказали будущее, как и не достигли в своем воображении 2001 года: мы уже давно преодолели данную отметку, но так и не завоевали космос. И уж тем более, мы так и не ответили на вопрос о том, одиноки ли мы во Вселенной? И, потому, он пока остается без ответа, как и темы «Космической одиссеи», которых слишком много, но прямых ответов на них никто не дает. «Космическая одиссея» до сих пор волнует умы, разрастается теориями и детальными разборами, это показывает что «Одиссея» обладает элементами фантастики иного свойства, нежели чем просто сугубо развлекательной.

Стэнли Кубрик делает «Космическую одиссею» как настоящее произведение искусства. Это целая симфония, где первое слово произносится спустя 30 минут после начала (и последнее слово произносится ровно за такое же время до окончания фильма), где космические корабли буквально совершают танец под классическое произведение Иоганна Штрауса, авангардные произведения Лигети нагоняют жуткую атмосферу, а симфоническая поэма «Так говорил Зарастустра» Рихарда Штрауса знаменует собой становление человека из обезьяны, которая приобрела в свои руки первое орудие труда и убийства.

В этом фильме не такое большое значение имеют слова, и даже человек значения почти не имеет: внеземная цивилизация повлияла на то, что у первых представителей человечества появился разум, и кость подброшенная обезьяной кверху, плавно превращается в космический аппарат, а позднее и само человечество оказывается помехой после изобретения искусственного интеллекта –  и над всем этим довлеют некие черные монолиты, знаменующие собой внеземной разум. Последние 30 минут фильма оборачивают картину в философско-фантастическую притчу о человечестве, его будущем, заставляя зрителя гадать, например, о том, означает ли это новое начало или закат человечества.
В этом фильме не такое большое значение имеют слова, и даже человек значения почти не имеет: внеземная цивилизация повлияла на то, что у первых представителей человечества появился разум, и кость подброшенная обезьяной кверху, плавно превращается в космический аппарат, а позднее и само человечество оказывается помехой после изобретения искусственного интеллекта –  и над всем этим довлеют некие черные монолиты, знаменующие собой внеземной разум. Последние 30 минут фильма оборачивают картину в философско-фантастическую притчу о человечестве, его будущем, заставляя зрителя гадать, например, о том, означает ли это новое начало или закат человечества.

«Космическая одиссея» –  это кино сплошь насыщенное впечатляющими сценами и образами. Одна из самых пронзительных и одновременно жутких сцен происходит во время отключения компьютера HAL 9000. Или завораживающий космический трип в бесконечность, совершенный астронавтом Боуденом в составе миссии на Юпитер. Общая атмосфера скорее пугающая, чем радостная, над всем в фильме сквозит легкий приступ тревоги. Это ли благоговение перед неизвестностью космоса, его бесконечной чернотой и невыносимостью жизни человека в этих условиях? Или это битва разумов и технологий, как в сценах с компьютером HAL 9000, чья непогрешимость была поставлена на карту, в результате чего погибли люди? Или что компьютер в этом смысле выглядит более человечным, нежели  сам человек?

Как фантаст, в лице которого в этот раз выступил Кубрик, он далек от идеальных размышлений о будущем и о человеке, предпочитая думать, что homo sapience еще далек от некоего великого разума. Да и чего мы на самом деле хотим от себя и от Вселенной? Неужели ответов на вечные вопросы науки? Или хотим знать, что привело нас к этой точке существования, откуда мы появились и главное, зачем? Как понятно – вопрос до сих пор остается открытым.
Как фантаст, в лице которого в этот раз выступил Кубрик, он далек от идеальных размышлений о будущем и о человеке, предпочитая думать, что homo sapience еще далек от некоего великого разума. Да и чего мы на самом деле хотим от себя и от Вселенной? Неужели ответов на вечные вопросы науки? Или хотим знать, что привело нас к этой точке существования, откуда мы появились и главное, зачем? Как понятно – вопрос до сих пор остается открытым.

«Космическая одиссея» – это чистая эмоция. Восторг. Это ощущение большого пространства, при котором чувствуешь себя очень маленьким. Кино, которое наполнено впечатляющими эпизодами и дает большую почву для размышлений. Это скрупулезно сделанная картина, с невероятной помпой и огромнейшей работой над всеми аспектами кинопроизводства. И это до сих пор – шедевр, который и в наше время может невероятно завораживать и кино, которое действительно полностью изменило мир своим появлением.

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!