План работы с детьми с задержкой речевого развития.
Лексические темы используются на протяжении всей работы с ребёнком с задержкой речевого развития. Их малыш будет осваивать на протяжении всего обучения.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
- Человек, кукла, части тела, лицо.
- Семья.
- Осень. Изменения, происходящие осенью.
- Овощи.
- Фрукты.
- Море. Рыбы.
- Одежда, обувь для осени.
- Игрушки.
- Посуда.
- Домашние животные.
- Домашние птицы.
- Дикие животные.
- Новогодние праздники.
- Зима.
- Зимние развлечения.
- Вода. Водные игры.
- Городские птицы зимой.
- Машина. Поезд.
- Кораблик.
- Самолёт.
- Профессии людей, которые управляют транспортом.
- Мама.
- Повар. Пекарня.
- Врач. Лечебное дело.
- Дом. Мебель.
- Весна.
- Дикие животные весной.
- Птицы весной.
- Деревья.
- Цветы.
- Насекомые.
1 ЭТАП. ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К РЕЧИ.
1) Развитие невербального диалога:
- создавать доброжелательные условия эмоционального общения со значимым взрослым;
- следовать за инициативой ребёнка, удерживая рамку совместного внимания на общей интересной теме - предмете;
- учить взаимодействовать по очереди (игры по очереди): выкладывание листиков, машинок, чашек и т.д.;
- привлекать внимание ребёнка к практической деятельности взрослых (ребёнку важно видеть последовательные действия взрослого, как образец: уборка комнат, полив цветов, мойка посуды, овощей и т.д.), привлекать к помощи;
- формирование приемлемых способов социальных обращений, через образец взрослого;
- развитие внутренней мотивации к речи и коммуникации.
- формирование указательного жеста.
2) Развитие пространственных ориентировок:
- ориентировка на собственном теле;
- ориентировка в пространстве через движения (бег, ходьба, ползание, качание);
- ориентировка на листе бумаги.
3) Развитие слухового сосредоточения и внимания.
- формирование длительности слухового сосредоточения на объектах;
- формирование слухового внимания на обращённую речь взрослого.
4) Развитие зрительного сосредоточения и внимания.
- формирование длительности зрительного сосредоточения на объектах;
- формирование перевода взгляда с предмета на взрослого и наоборот.
5) Развитие общей моторики (необходимо развивать и на последующих этапах работы, от простого к сложному)
- формирование имитаций движений в пространстве с помощью игр, направленных на развитие моторных функций ребёнка, соответствующих лексическим темам.
- формирование последовательных движений из 2, 3 серий.
6) Развитие мелкой моторики (необходимо развивать и на последующих этапах работы, начиная от простого к сложному).
- открывание коробок, банок, откручивание крышек и т.д.;
- разворачивание предметов из фольги, бумаги разной фактуры;
- статичные изображения пальцами предметов, окружающего мира: фигуры из пальчиков: «флажок», «киска» и т.д.;
- активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме, по типу: «сорока-белобока», «коза рогатая», «ладушки».
- движения пальцев с предметами: палочками, карандашом, орехами, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
- игры с мозаикой;
- пальчиковые игры с пластилином;
- игры с бумагой: рваная аппликация, складывания бумаги, скатывания бумаги в шарик;
- действия с ножницами;
- действия с толстыми нитками;
- действия с крупой, семенами: пересыпания крупы, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности;
- действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой, воронкой, разными ёмкостями;
- действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
- действия с мелкими предметами, игрушками;
- действия с пуговицами: застегивание, расстёгивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге;
- рисование на бумаге пальчиками;
- показ сказок пальчиками...
Читать дальше