Пролог.
Не так давно, подруга пригласила меня на свой день рождения. Компания подобралась малознакомая и разговор за столом не клеился. Чтобы как то оживить общение, именинница попросила меня рассказать о моих путешествиях и приключениях. Я рассказала о своем восхождении на гору Монах, как я люблю горы, какие они красивые и величественные. Гости внимательно меня слушали, задавали вопросы и активно обсуждали.
Лишь только один из гостей, не молодой мужчина с выправкой бывшего офицера, не вступал в разговор, хотя и очень внимательно слушал меня. Меня удивил его взгляд - очень серьезный и грустный и немного отрешенный.
Я задала ему вопрос - а Вы бывали в горах? Вам они нравятся? Последовавший ответ шокировал не только меня, но и всех за столом.
- Я очень часто бывал в горах, в основном по служебной необходимости и я их (горы) ненавижу... За столом повисло неловкое молчание.
- Почему? Удивилась я.
- Я вам расскажу только одну историю, и тогда Вы поймете меня. Это было мое первое и к сожалению далеко не последнее знакомство с горами... И не на уютно-туристически-прогулочном Кавказе, а на Памире.
Рассказанная история так потрясла меня, что перед прощанием я подошла к человеку, который ее поведал и спросила - могу ли я опубликовать его рассказ? Он внимательно и строго посмотрел на меня и сказал - можете, только никаких имен и я хочу его прочесть перед публикацией. И вот теперь с его разрешения публикую эту историю от первого лица.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новых публикаций и видео.
Глава первая.
Было это, в начале зимы 1984 года. Я в то время служил в штабе полка в столице Киргизии в г. Фрунзе (ныне Бишкек). Один раз меня срочно вызвал начальник штаба полка. Я зашел в кабинет, доложил по уставу. Нач.штаба внимательно посмотрел на меня и вдруг обратился по имени.
- Сергей (имя изменено), срочно собирайся. Тебе необходимо прямо сейчас выехать в Токтогул. Там у нас ЧП и тебе нужно провести расследование. Домой тебе ехать некогда - семью о твоем отъезде мы предупредим. Все необходимое возьми из своего тревожного чемоданчика. Оденься потеплее и не забудь теплое белье.
Я удивился. Какое теплое белье? Я его не носил даже в курсантскую юность в зимнем Ленинграде. Да и зачем? Была обычная среднеазиатская зима - плюс 5 на улице, противный дождик иногда переходящий в мокрый снег, который тут же таял. А начальник штаба продолжал.
- С Токтогулом сейчас пассажирского сообщения нет. Перевалы закрыты. Пропускают только бензовозы и то всего пару раз в сутки. Я тебе дам машину, доедешь до Беловодского, а там на посту ГАИ попросишь гаишников, чтобы тебя посадили на бензовоз.
- А сколько до Токтогула? - спросил я.
- Километров 250 - ответил нач.штаба, но... он как то замялся. В общем как приедешь - сразу доложишь мне лично.
Сборы были не долги, я как был в офицерской шинели, полуботинках и без какого либо утепления уселся в УАЗик нач.штаба и отбыл.
До Беловодского добрался очень быстро. Водитель подвез меня прямо к посту ГАИ. Шлагбаум был закрыт и за ним была видна дорога, которая петляя уходила в узкое и мрачное ущелье.
- Здравия желаю! - поздоровался я . Мне бы для Токтогула добраться. Гаишники удивленно посмотрели на меня.
- Предписание и командировочное есть? - спросил старший поста. Я предъявил. Ну ладно, садись, жди. Часа через четыре должны пройти два бензовоза - туда тебя и посадим.
Я стал ждать. Мы попили чаю, поиграли в нарды - бензовозов все не было. - А они вообще будут сегодня - спросил я.
- Да не волнуйся старлей - сказал старший поста. Бензовозы будут обязательно. Только вот ты не по погоде одет. Там холодно очень...
Гаишник не успел закончить фразу - к шлагбауму подъехали два 130-х ЗИЛа. Гаишник махнул мне рукой, я залез в кабину и мы поехали. Дорога петляла по ущелью вдоль горной речки. С обеих сторон ее обступали мрачные красно-коричневые скалы, на которых изредка росли непонятно как держащиеся на камнях сосны. Настроение у меня начало постепенно падать... Обстановка была достаточно гнетущая. Мы проехали домик лесника и начался подъем. Дорога сузилась до такой степени, что иногда я со своего пассажирского сиденья смотрел прямо в пропасть вниз. Избушка лесника, которую мы вроде недавно проезжали была уже меньше спичечного коробка. В некоторых поворотах дорога расширялась. Как я понял, чтобы встречные машины могли разъехаться.
- А как долго мы будем подниматься? - спросил я у водителя.
- На 3500 метров. Раньше поднимались выше четырех тысяч метров, но потом прорубили туннель и сейчас стало полегче. Ничего себе дорога думал я.
- Как вы по ней ездите? Ведь опасно очень.
- Опасно, - сказал водитель. Каждые пару недель кто то гибнет... Да вон, что далеко ходить - смотри. Водитель показал мне пальцем куда то влево и вверх. То, что я увидел трудно описать. На уступе скалы, неизвестно как зацепившись, висел громадный кусок металла, который когда то был кабиной какого то грузовика. Но самое страшное, что из этого куска металла торчала почерневшая человеческая рука!
- Это что такое!? - воскликнул я.
- Камаз на прошлой неделе камнепадом снесло. Рама и цистерна рухнули вниз и их уже убрали, а кабина вот зацепилась...
- Так ведь там человек!
- Ну да, останки. Все что осталось от человека. Вон видишь как уже птички обклевали...
- А почему его не достанут?
- Да как его достанешь? Приезжали альпинисты - ничего сделать не смогли. Нужно обрушивать вместе с кабиной, а как. Не стрелять же по ней из пушки - так всю дорогу разворотить можно. Вот думают, что делать. Мы проехали под кабиной . Она нависала над нами, как могильная плита. Оба шофера нажали на сигналы. Отраженные эхом они превратились в страшный дикий вой, который спугнул сидящих на скалах птиц. Я снял шапку. Почему то захотелось перекреститься, хотя и был я в то время не крещенным коммунистом.
Мы продолжили свой путь. Я еще и не знал, какие потрясения меня ждут впереди...
Уже не помню, сколько прошло времени, но мы доехали до туннеля Ашуу. Туннель, как и вся дорога был однополосным, с реверсивным движением. Нам горел красный свет - значит кто то двигался нам на встречу. Я вышел из теплой машины покурить. И сразу понял, как я опрометчиво поступил! Температура была около 20 градусов ниже нуля и дул пронизывающий ветер, от которого не защищала ни шинель, ни все остальное. И тут я сделал вторую ошибку - резко затянулся сигаретой. У меня сразу перехватило дыхание, воздуха стало не хватать и я закашлялся. В висках застучало и голова моментально разболелась. Бросив недокуренную сигарету, я полез в машину. В этот момент из туннеля выехали встречные машины, водители приветственно погудели друг другу и мы въехали в туннель.
Протяженность туннеля была около трех километров. Мы его достаточно быстро проскочили и вот ярчайший свет ударил нам в глаза. Я буквально рот открыл от удивления, какой удивительный и красивейший вид открылся мне! Мы находились на склоне горы. Все вокруг было покрыто чистейшим белым снегом. Внизу, лежала такая же покрытая снегом долина, а на горизонте, вокруг долины возвышались бело-голубые горы! Почему то сразу вспомнил рассказы Джека Лондона, про белое безмолвие.
Ветра не было совсем. Но мороз был градусов под сорок!Печка в машине работала на полную мощность, но температура в кабине все равно падала. Водитель из-за сиденья достал какую-то фуфайку и дал мне.
- Вот, оберни ноги, а то не ровен час обморозишься в своих туфельках.
Мы стали спускаться по серпантину вниз. Дорога была теперь не только узкая, но и еще со снежным накатом. Благо, что она уже не так резко петляла и спуск был с высоты трех с половиной километров, до высоты в два километра.
Мы выехали на ровную как стрела дорогу. По обочинам были полутораметровые брустверы снега - видно, что работали снегоуборочные машины. Я облегченно вздохнул, ну теперь все самое страшное позади. Теперь быстро оставшиеся сто с лишним километров проскочим... Как я ошибался!
Мы достаточно быстро двигались по дороге. Водитель одел сам и дал мне солнцезащитные очки. Глаза стали привыкать к ярчайшему солнцу и я наслаждался суровой красотой вокруг.
Вдруг впереди я заметил какую то черную точку, к которой мы быстро приближалась. Вскоре стали проявляться очертания грузовой машины. Мы подъехали и притормозили. Это был ГАЗ-53. Грузовик. Но в каком виде! Вся земля вокруг была черной. Машина была без колес, на машине не осталось ни одной деревянной детали. Все, что могло гореть было оборвано.
- Что здесь произошло? - спросил я.
- Да вот, ребята сломались. Была пурга. Они спалили весь бензин, все что могло гореть сожгли - грелись. Но на долго им не хватило... Когда их через восемь часов нашли все было кончено. Они как сидели вокруг костра, так их в кузов и положили, в сидячих позах - тела на столько замерзли...
Господи, да что это за дорога смерти! - подумал я. Что еще мне предстоит увидеть, да и вообще, доеду ли я до места живым? Я уже стал прислушиваться к работе двигателя. Ну ничего, успокаивал я себя. У нас за кабиной почти три тонны бензина, да и мы парой едем. Проехав еще километров 30-ть мы наткнулись еще на одну машину. Это был абсолютно целый КАМАЗ. Он стоял аккуратно припаркованный на обочине, но уже слегка заметенный снегом.
- Останови, может там нужна помощь - сказал я водителю.
- Нет, там никого нет и помощь уже никому не нужна. Эти сломались и решили дойти до дорожников - у них тут в 25 километрах свой пост. Водитель замолчал.
- Ну, спросил я, дошли?
- Нет, сказал водитель. Волки не дали. Обоих растерзали.
Мы оба замолчали, а я посмотрел на водителя. Он очень внимательно вел машину. Еще совсем молодой парень, мой ровесник, не более 25 лет. И он раз за разом выезжает на этот маршрут, видит эти трагедии и все равно возвращается на "Дорогу смерти". Мы ехали, а пейзаж практически не менялся. Было полное ощущение, что мы едем в долине по кругу. И у меня возникла шальная мысль - я никогда не прибуду к месту назначения - долина не выпустит меня. Так молча и в мрачном настроении мы доехали до очередного хребта, который нужно было преодолеть. Но этот перевал уже был достаточно простой и мы быстро поднялись и спустились с него. Сразу за перевалом был пост ГАИ и и табличка - город Токтогул. На посту ГАИ меня ждала машина, которая отвезла меня к месту назначения. Так закончилась первая часть моей поездки, но впереди предстояла еще обратная дорога...
Продолжение (Глава вторая) уже на моем канале:
Читайте также на моем канале: Чем обернулась попытка переделать волка в собаку
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новых публикаций и видео.