Найти тему

НЕзаслуженно забытые: Симеон Гордый

Если современного россиянина спросить о руководителях страны 14 века, он уверенно назовет Ивана Калиту и Дмитрия Донского. И все... Это не удивительно: в школьных учебниках истории больше никому места не нашлось. Видимо потому, что "с бумагой в стране напряженка". И только те из нас, кто знаком с творчеством замечательного писателя конца 20 века Дмитрия Балашова, назовут и Симеона Гордого (1316 - 1353) - ведь ему великий писатель посвятил отдельный роман. Автору этих строк посчастливилось трижды общаться с Дмитрием Балашовым. Однажды тот спросил, какой из его романов мне нравится больше других. Я без колебания ответил: "Симеон Гордый". "Ишь ты, мой - тоже," - ответил писатель...

1. Друг Орды.

Начало 14 века поставило Русь перед новым вызовом: в 1313 году хан Узбек объявил ислам официальной религией ханского дома, что привело к ускоренной исламизации всей Орды. Со времен Берке в Улусе Джучи существовала Сарайская епархия Русской Церкви - теперь ее свободная проповедь, да и само существование в Орде оказались под угрозой. Да и православной Руси тоже следовало ждать неприятности от Орды, наконец-то сделавшей свой религиозный выбор. В очередной раз выручили отношения, сложившиеся у московских князей с ханским домом.

Отец нашего героя - Иван Калита много сил положил на то, чтобы завязать с ханом Узбеком не просто доверительные, но и дружеские отношения. Тут были и богатые подношения, и борьба с наветами тверских князей, но самым мудрым решением Калиты была попытка подружить своего наследника Симеона с потенциальным преемником Узбека - его сыном Джанибеком. Симеон много раз посещал Орду вместе с отцом и, скорее всего, некоторое время прожил там в качестве почетного заложника, как это было с его потомками - Василем Первым и Василием Вторым. Сблизился с Джанибеком и освоил его язык. Это еще не раз выручит и Симеона, и Московскую Русь.

После смерти Ивана Калиты в 1340 году в Орду ринулись все основные русские князья - Тверской, Ярославский, Суздальский. Поехал и Симеон. Каждый просил себе Великое княжение и вспоминал обиды Калиты: выкупал целые княжества, давал деньги в долг под залог княжений, переманивал к себе тысячи бояр и крестьян... Узбек был непреклонен: он не только дал ярлык Симеону, но и отдал всех русских князей "под руки его".

По возвращении из Орды Симеон был торжественно "посажен на стол" 1 октября 1341 года во Владимире, а затем в Москве все его братья целовали крест у гроба Калиты чтить Симеона вместо отца.

Когда после смерти Узбека в 1341 году Джанибек пришел к власти, убив своего брата Тинибека, отношения Москвы с Ордой стали еще теплее. Правда, в Орду снова "метнулись" все русские князья, и Симеону вновь пришлось предстать пред ханские очи. И в этот раз, и в 1344 году Симеон вернулся в Москву, будучи "пожалован Богом и царем", как пишет летописец. Итог - 13 лет правления Симеона относительно Орды были такими же мирными, как и годы правления его отца.

2. Муж и отец

Для средневекового правителя вопрос наследников мужского пола имел исключительное значение. Традиционное для первых поколений Рюриковичей лествичное право, при котором власть после смерти отца переходила сначала от брата к брату, изживало себя с возвышением Москвы. Иван Калита, будучи сыном младшего сына св. Александра Невского, своей политикой оттеснил от Великого княжения потомков его старших сыновей, да и потомков остальных сыновей Ярослава Второго. Но, пытаясь сосредоточить наследование престола в собственной семье, он тем не менее в духовном завещании разделяет сам город Москву между тремя своими сыновьями, давая каждому из них потенциальное право оспаривать как минимум Московский стол. Судя по тому, что Симеон был женат трижды, он задумал идти еще дальше - обеспечить возможность передачи и Москвы, и Великого княжества Русского по прямой линии от отца к сыну.

Первым браком Великий Князь Симеон был женат (в 1433 - 1345 гг.) на Августе - дочери Великого князя Литовского Гедимина. Сыновья от этого брака умерли во младенчестве.

Второй брак Симеона - самый загадочный. В 1345 году он женился на Евпраксии, дочери дорогобужско-вяземского князя. Не прошло и года, как Симеон отослал жену обратно. Летопись пишет, что она по ночам казалась ему мертвецом. Любопытно, что во втором браке Евпраксия родила четверых сыновей.

Четыре сына родились и в последнем браке Симеона с дочерью Великого князя Тверского, Марией Александровной. Интересно, что от имени Симеона свататься к ней ездил боярин Федор Кошка - предок Дома Романовых... Двое старших сыновей умерли сразу, но следующие - Иван и Симеон - стали радостью и надеждой отца...

3. Бремя власти

Симеон Иванович был достойным продолжателем дела Калиты . Еще перед смертью Ивана Калиты взбунтовался Великий Новгород - новгородские банды в 1339-1340 гг. сожгли Устюжну, а затем и приобретенное Калитой Белоозеро. Позже к новгородцам переметнулся и Торжок. Конфликт разгорался, и Симеон смог активно вмешаться в него только после поездок в Орду 1340-1344 гг. Вернувшись домой, он собирает всех удельных князей и с огромным войском подступает к Торжку. Новгороду ничего не оставалось, как в 1346 году признать Симеона своим Великим князем... Впервые за многие десятилетия обиравшая собственный народ Новгородская олигархия была наконец-то поставлена на место.

Другой головной болью Симеона стала Литва. После смерти его тестя Гедимина там началась многолетняя борьба за власть, в которой победил Ольгерд, ставший открыто угрожать русским землям разорением. Симеон снова гениально избегает войны - он в 1347 едет в Орду, где доходчиво излагает хану Джанибеку: литовцы хотят воевать с нами - твоими улусниками и данниками. Чем больше урон от них, тем меньше дань... Ольгерда тут же поставили на место: он в 1350 присылает послов к Симеону с просьбой о мире, а после, задумав жениться на дочери Великого тверского князя, просит на это разрешение у Симеона. Чтобы закрепить успехи, Симеон Иванович мобилизует братьев для похода на Смоленск, бывший в то время под литовцами, и без боя в 1351 году заключает выгодный для Московской Руси мир.

В том же 1351 году Симеон снова едет в Орду с братьями "по делам царевым". Он видел хана Джанибека в последний раз...

4. Чума

Дела Симеона обещали Руси еще долгие годы тишины и мирного развития. Провидение судило иначе.

Вторая в истории современной цивилизации пандемия чумы началась в 1346 году в Центральной Азии. Обогнув Север через южные морские пути, она "высадилась" в Венеции и распространилась в Западной Европе. К 1453 году чума унесла до 60% населения Евразии - десятки миллионов людей. В январе 1453 года она оказалась в Новгороде, а уже 11 марта от нее умер в Москве Митрополит Феогност... В ту же неделю не стало и сыновей Великого князя - Ивана и Симеона.

Надгробие Великого Князя Симеона Гордого в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре)
Надгробие Великого Князя Симеона Гордого в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре)

Роман Дмитрия Балашова "Симеон Гордый" красочно и трагично повествует о гибели Великого Князя. Он умирал 27 апреля 1353 года от чумы - мучительно, долго... В своей духовной грамоте Симеон Иванович призывал потомков сделать все, чтобы "не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла..."

Свеча не угасла: погибла его прямая линия наследования, но не погиб Московский Великокняжеский дом, не погибло его дело. Симеон застал своего племянника Дмитрия, который выведет Русскую Землю на Куликово поле.

ВОПРОС К ЧИТАТЕЛЯМ: Как Вы думаете, почему Симеона Ивановича прозвали Гордым? И когда ему дали это прозвище - при жизни или по моде 18 века?