Сегодня мы перенесёмся в г. Санкт-Петербург и заглянем на один из самых известных береговых фортов России. Речь пойдёт о мощных сверхтяжёлых железнодорожных артиллерийских системах, ныне являющихся экспонатами на форту "Алексеевский", более известном как "Красная Горка" Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого, построенном в 1915 г.
Т.к. мы посещали форт не столько ради самого форта (хотя в некоторые казематы мы всё же заглянем), сколько ради двух уникальных орудий железнодорожных батарей, находящихся там, по истории форта мы пробежимся вкратце без особых подробностей:
Если вам не интересно читать историческую справку, вы можете просто её пролистать и сразу перейти к просмотру фото.
Свою историю форт берёт с начала строительства в 1909 г. сразу двух мощных фортов на Кронштадтской минно-артиллерийской позиции Морской крепости Петра Великого под руководством генерал-майора А. А. Шишкина. Одним из этих фортов был не менее знаменитый форт "Ино", а вторым "Красная Горка", которые должны были защищать подходы к Кронштадту.
Уже в 1914 г. форт был введён в строй, но достройка его продолжалась ещё до 1915 г.
Сам форт в боях Первой Мировой Войны участия не принимал, но его гарнизон был укомплектован по штатам военного времени и насчитывал около 4500 человек, а к началу Гражданской Войны вырос ещё на 1000 человек.
Сам форт образовывало несколько батарей и других казематированных построек, соединённых потернами и переходами. Так на вооружении форта была батарея из восьми 280-мм гаубиц, батарея из восьми 254-мм орудий Бринка, батарея из шести 152-мм орудий Канэ, батарея из двух двухорудийных 305-мм башенных установок и ещё одна батарея из четырёх 305-мм орудий в открытых установках.
А в 1918 г. из за близости германской армии форт было решено заминировать на случай взятия форта противником. В конце лета произошёл и сам взрыв, уничтоживший пороховые погреба и несколько орудийных двориков. По одной из версий это произошло ненамеренно во время грозы. Как оно было на самом деле мы точно не знаем, но в 1975 г. в трёх орудийных двориков была создана мемориальная площадка.
Во время Гражданской Войны форт имел на вооружении 25 орудий различных калибров от 76 до 305 мм и входил в систему обороны Петрограда на стороне красноармейцев. Тогда же произошло его боевое крещение. Так в ноябре 1918 г. его орудия открывали огонь по захваченной финами батарее из системы укреплений форта "Ино".
В 1919 г. форт был переименован в "Краснофлотский", а 13 июня того же года во время наступления Северного корпуса генерала А. П. Родзянко на Петроград, на форту произошло знаменитое восстание личного состава против большевиков, к которому присоединились и бойцы соседних фортов "Обручев" и "Серая Лошадь". Тогда форт вёл огонь по кораблям Балтийского флота и Кронштадту, но уже спустя три дня восстание было подавлено.
Последующие месяцы форту ещё не раз приходилось открывать огонь. Так, например, в том же июне был произведён обстрел транспортного судна, в конце октября английского монитора "Эребус".
Продолжил свой боевой опят форт уже в 1921 г., когда его орудия вновь развернулись на Кронштадт, но уже для подавления антибольшевистского восстания.
Спустя годы в 1939 г. во время Зимней Войны форт вновь вёл огонь по позициям противника на территории Финляндии.
В начале Великой Отечественной Войны в конце лета 1941 г. с самых мощных 305-мм орудий форта вёлся огонь по скоплениям войск противника в районе Копорья, а последующие годы форт вёл борьбу с батареями противника, защищал фарватер и регулярно участвовал в боях, помогая в прорыве блокады Ленинграда.
В военные годы произошло много чего и расписывать это мы здесь не будем, т.к. всё же статья не про весь форт. Так что мы это распишем в другой раз.
Остановимся на том, что вокруг форта существовала сеть железнодорожных путей, по которым курсировало два бронепоезда, а подошедшие из Ленинграда железнодорожные транспортёры ТМ-1-14 и ТМ-1-180 приняли участие в артподготовке прорыва Линии укреплений на Карельском перешейке в июне 1944 г., после чего форт больше не воевал.
После окончания ВОВ на форте началась реконструкция и модернизация. Старые 152-мм орудия Канэ были заменены на 130-мм орудия Б-13, была установлена система управления огнём и радиолокационная станция.
Позже казематы форта стали использовать под различные склады и другие нужды, а вооружение форта было демонтировано.
А вот собственно и то, ради чего мы сюда приехали.
Это железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-3-12.
Транспортёр является сверхтяжёлой железнодорожной артиллерийской системой образца 1938 г., вооружённой 305-мм орудием от затонувшего линкора Императрица Мария.
Таких транспортёра было выпущено всего три и они были объединены в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион, приняв участие в Советско-финской войне, а во время ВОВ в обороне базы Ханко, на которой были подорваны при отступлении, после чего достались финам в качестве трофеев.
При этом финские военные смогли восстановить подорванные установки, заменив повреждённые орудия на однотипные с линкора "Император Александр III".
Позже при заключении мира Финляндия вернула транспортёры СССР и из них была сформирована отдельная железнодорожная батарея №294, которая дислоцировалась в Балтийске.
С появлением нового ракетного вооружения необходимость в таких батареях отпала и в 1961 г. батарея была снята с вооружения и поставлена на консервацию на территории этого форта.
Теперь все три установки являются музейными экспонатами. Один находится здесь, второй в музее железных дорог России и третий в музее Великой Отечественной Войны на Поклонной горе.
А это 305-мм снаряд для этого орудия.
А рядом на рельсах стоит и вторая цель нашего визита.
Это железнодорожная артиллерийская система ТМ-1-180, разработанная в начале 1930-х гг. на базе морской 180-мм пушки Б-1-П.
Разработка этого транспортёра с возможностью кругового обстрела с неподготовленного пути началась в 1931 г. группой специалистов Научно-Технического Комитета Управления Военно-Морских Сил. Позже к разработкам был подключен Артиллерийский Научно-Исследовательский Морской Институт и в 1932 г. проект был утверждён, а Ленинградскому Металлическому Заводу было поручено изготовить первые четыре транспортёра, которые были сданы в 1934 г.
В период 1939-1940 гг. было построено ещё 16 модернизированных транспортёров но уже на Николаевском заводе №198.
Новые транспортёры были не только на 25% скорострельнее, но и управление стрельбой в них было проще чем в первых вариантах.
Эти отдельные железнодорожные артиллерийские батареи принимали активное участие в боях ВОВ, в том числе и здесь на Красной Горке.
Также как и старший собрат выше они простояли на вооружении вплоть до 1961 г.
В настоящее время их можно встретить также лишь в нескольких музеях.
Ну а теперь пройдёмся к укреплениям форта.
Здесь стоит пара машин из состава подвижного берегового противокорабельного ракетного комплекса наземного базирования "Сопка", когда-то вооружённого крылатой ракетой С-2.
К сожалению самой ракеты не сохранилось.
Рядом в одном из орудийных двориков виднеется 130-мм орудийная установка Б-13.
Это корабельная палубная артиллерийская установка образца 1935 г., разработана в конце 1920-х гг. на основе русской 130-мм орудия образца 1913 г. на заводе "Большевик".
Рядом ещё один орудийный дворик, в котором сохранилось лишь основание для орудия.
Между двориками возвышается железобетонное сооружение, похожее на командно-наблюдательный пункт. Хотя возможно здесь был установлен дальномер, но это не точно.
Ну а напоследок давайте заглянем под землю.
Здесь ещё остались несрезанные гермодвери.
Спустимся ниже.
Интерьеры уцелевших казематов.
Старые деревянные двери.
Помещение фильтро-вентиляционной.
На самой ФВУ даже ещё остались столбики фильтров.
Потерны.
Но к сожалению здесь доступна лишь малая часть подземелий.
Т.к. дальше мы упираемся в обрушенные взрывом проходы.
Ну а про сам основной форт мы расскажем как-нибудь в другой раз, когда соберём по нему достаточное количество фотоматериала.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.