Сын-второклассник притащил из школы очередное задание-"квест" - нарисовать родословное дерево. Ну, нарисовать - не вырастить. Сели и нарисовали.
Переписывая "персональные данные" восьми прадедов, сын утомленно вздыхал:
- Мама, ну они же все уже умерли, зачем я это пишу?
А потому что, сынок, если ты этого не сделаешь, я тебе по башке настучу!
Понимаешь, сынок, каждый ныне живущий на Земле человек обязан знать и помнить - как звали его двух бабушек и двух дедушек. Ну, если только он в семье вырос, а не Маугли. А по хорошему программа минимум - это дотянуться памятью или знанием до прадедов. Оправдание - если рос в детском доме.
Зря что ли продаются сувенирные рамочки для фотографий в виде деревьев? Тоже как бы намекают.
Так что, пилите, Шура, пилите!
Сын понес свое скудно прорисованное дерево в школу, а я взяла его черновик и принялась углублять корни по максимуму. Потому что, к стыду своему, тоже запнулась на бабушках и дедушках.
Одного дедушку я не застала - умер до моего рождения. Второго видела один раз в жизни, когда мне было три года. Одна бабушка ушла больше тридцати лет назад, помню ее хорошо. А вторая бабушка в прошлом году 95-летний юбилей отметила. И вот на ней-то я и "споткнулась об корягу".
При живой бабушке я не смогла продлить дерево до имен ее родителей! Осознала, что никогда об этом в родне даже речи не заходило. С папой тоже никогда об этом не разговаривали - как же звали его бабушек и дедушек? А папу уже 14 лет как не спросишь.
Почему????? Почему об этом никогда не говорили? Ведь бабушки и дедушки - это очень близкие родственники для каждого человека. Меня аж затрясло.
Вот, взять, к примеру, аудиторию моего канала - основной костяк читателей в возрасте от 55 лет и старше. И предложить им представить на секундочку, что внуки не будут знать как их зовут и своим детям этого не скажут! А зачем?
Как там выразился мой сын с эмоциональной глухотой, присущей, судя по всему, всему роду мужскому? Они же уже умерли! Мой папа, судя по всему, думал точно так же.
Наплакалась. Дождалась мужа из командировки.
Положила черновик дерева перед ним - продляй по своей ветке насколько сможешь углубиться к корням! Он на меня посмотрел в шоке: дорогая, я даже того, что тут уже написано тобой про моих предков - и то не знал. А ты откуда их знаешь?
От верблюда! Свекрови позвонила. И она, между прочим, легко и просто перечислила по своей линии все корни до прадедов, а по линии мужа - до дедов. У свекра, увы, тоже уже ничего не спросишь.
Муж еще раз подтвердил мою теорию - никакие мужчины не хранители памяти предков. В отличие от женщин.
Сын давно притащил свою пятерку за недо-дерево, но меня уже заусило. Я "взяла лопату" с твердым намерением докопаться до корней как можно глубже. Ну, не до седьмого колена, разумеется, но что ж на четвертом уровне так мелко плавать?
Первая мысль - связаться с двоюродной сестрой по отцовской линии, у нее тоже ребенок во втором классе учится:
- Вы родословное дерево уже рисовали? Дай списать!
Индейская изба "фигвам". Не знает сестра своих прадедов. Тут я уже не выдержала и разоралась, оторвавшись на сестре за всех своих мужиков, родства не помнящих. Мама той сестры - старшая сестра моего отца, моя тетка. Телефон давай!
Тетушка в шоке была, конечно, когда ей позвонила племянница, которую она в последний раз видела на каких-то поминках триста лет тому назад, да еще и с вопросом - как звали твоих дедушек и бабушек, а моих прадедов?
И тетка вернула мне веру в человечество. Сказала. Я продлила корни по отцовской ветке.
Дальше на очереди была мама. Ну, мама меня знает - если что в голову втемяшилось, надо добывать и не спрашивать. По своей материнской линии мама смогла навскидку отчитаться до прадедов. А вот по отцовской - только имена дедов и знала, дитя развода. Без отчеств, без фамилий. Но связалась уже со своими двоюродными сестрами по отцу и честно мне все продлила насколько смогла.
Сети все еще раскинуты - мамины двоюродные как пыльным мешком ударенные пообещали расспросить все самое старшее поколение женщин, оставшееся в живых, и отчитаться по результатам.
Благодаря женской памяти моего рода, Дерево моё наращивает корни.
Я положу этот листочек в семейный альбом.
Чтобы облегчить жизнь моей дочери, когда она станет бабушкой-прабабушкой и к ней пристанет внук-правнук с заданием немедленно кровь из носу нарисовать родословное дерево.
И дочь достанет из альбома этот листочек, политый моими горючими слезами в двадцатых годах двадцать первого века и подумает: вот спасибо, мама!
И мне где-то там, по Святославу Логинову, прилетит на лицевой счет мнемон. Ну, или на худой конец - лямишка.
Хорошее было задание, не то что про лук.
Поволжье, Тольятти