Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Взрывы и пожары / 15. Взрывы продолжаются!

Уважаемые друзья, продолжаем постоянную рубрику (раздел), в которой вспоминаем различные аварии отечественных подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные и не "хайповые".

Поступление на флот новых образцов вооружения неизбежно вело к повышению вероятности различных происшествий, тем более что источники опасности часто были не известны экипажам. И такое положение усугублялось, как несовершенством оборудования, так и необдуманными действиями личного состава. Источником одной из самых больших опасностей при эксплуатации первых русских субмарин стали их бензиновые двигатели, а главное - топливо, бензин!.

11 ноября 1908 года произошёл взрыв паров бензина на подводной лодке из Отряда подводного плавания Тихого океана Сибирской военной флотилии «Касатка» (тип «Ка­сатка») под командованием Ф.Ф.Бохенского. Причина - открытый огонь в подводной лодке. Это привело к постигшей экипаж трагедии - погиб минный ма­шинист. Но видимо экипаж не сделал выводов из этого ЧП и примерно через год, 29 июля 1909 года во Владивостоке на этой же подводной лодке произошёл ещё один взрыв паров бензина. Как отмечено в журнале "Судостроение" № 2/1990 [с.56], подводная лодка стояла у борта плавбазы «Ксения», когда днём, в 14.00, в кормовой части субмарины неожиданно прогремел мощный взрыв и начался пожар.

Русские подводные лодки "Дельфин" и "Касатка"
Русские подводные лодки "Дельфин" и "Касатка"

Во избежание повреждений плавбазы и других кораблей «Касатку» отвели в сторону, приткнув к береговой отмели. Это не было лишним, взрыв повредил корпус кормовой оконечности, что грозило затоплением. Пожар был потушен личным составом лодки, посторонней помощи им не потребовалось. Последующий ремонт занял 20 дней. К сожалению, у нас нет данных о причинах взрыва.

-2

Но случались взрывы еще и на недостроенных субмаринах. Так из-за небрежности команды, во время приёма бензина, 1 августа 1909 года у достроечной стенки завода Крейтона в Петербурге, произошёл взрыв паров бензина на строящейся подводной лодке «Дракон» (типа «Кайман»). Эта подводная лодка проекта амери­канской фирмы Лэка строилась фирмой на территории Рос­сии, а оборудование поставлялось из США. Из экипажа ПЛ "Дракон" погибло 3 человека, еще 15 получили сильные ожоги. Взрыв, ещё не принятой в казну лодки, вывел из строя часть обору­дования отсеков и задержал сдачу «Дракона» флоту почти на год. Ремонт лодки производился командой за счёт фирмы Лэка, и 17 ноября 1911 года ПЛ вступила в строй.

Подводная лодка "Дракон"
Подводная лодка "Дракон"

Продолжали преследовать происшествия и первенец отечественного подводного судостроения - "Дельфин". 28 мая 1911 года на борту ПЛ «Дельфин» (командир лейте­нант Е.Е.Проффен) из состава дивизиона подводных лодок Сибирского флотилии, едва не произошла крупная авария. Описание событий, которые были предпосылками не поддаются пониманию, ...(((

В некоторых источниках, например у Э.А.Ковалева, датой этого события считается 28 июня 1911 года.

28 мая на лодку, находящуюся в бухте Разбойник (залив Стрелок), производилась приёмка топлива (бензина). Около 16-ти часам вахтенный старшина мотористов Старовойтов, почув­ствовав запах паров бензина, решил промыть трюм морской водой. Свою работу он освещал переносным светильником. Во время работы под фундаментом двигателя неожиданно возникло пламя. Как оказалось, в трюм из топливных цис­терн через неплотно закрытые клапана проникал бензин. Он и воспламенился от искрения переносной лампы светиль­ника Старовойтова, которая оказалась неисправной и, что называется, «закоротила».

Подводная лодка "Дельфин"
Подводная лодка "Дельфин"
Это тоже самое, по сути, как сейчас подсветить спичкой в баке автомобиля, чтобы проверить сколько бензина там осталось, ... (((

К счастью, очаг пожара был быстро накрыт мокрым брезентом, благо вахтенный уже успел запустить в трюм забортной воды. Входной люк лодки закрыли, и огонь погас сам со­бой без доступа воздуха. Благодаря быстрым и решительны действиям пламя нанесло лишь незначительные повреждения. Но всё же, командир лодки получил выговор! Выговор за пожар в трюме подводной лодки!

Освоение подводных лодок было очень непростым...

Источники:

Ковалёв, Э. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава/ Ковалев Э.А. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- Л.: Судпромгиз, 1963г. - 440 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; "Судостроение", № 2/1990.