Уважаемые друзья, продолжаем постоянную рубрику (раздел), в которой вспоминаем различные аварии отечественных подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные и не "хайповые".
Поступление на флот новых образцов вооружения неизбежно вело к повышению вероятности различных происшествий, тем более что источники опасности часто были не известны экипажам. И такое положение усугублялось, как несовершенством оборудования, так и необдуманными действиями личного состава. Источником одной из самых больших опасностей при эксплуатации первых русских субмарин стали их бензиновые двигатели, а главное - топливо, бензин!.
11 ноября 1908 года произошёл взрыв паров бензина на подводной лодке из Отряда подводного плавания Тихого океана Сибирской военной флотилии «Касатка» (тип «Касатка») под командованием Ф.Ф.Бохенского. Причина - открытый огонь в подводной лодке. Это привело к постигшей экипаж трагедии - погиб минный машинист. Но видимо экипаж не сделал выводов из этого ЧП и примерно через год, 29 июля 1909 года во Владивостоке на этой же подводной лодке произошёл ещё один взрыв паров бензина. Как отмечено в журнале "Судостроение" № 2/1990 [с.56], подводная лодка стояла у борта плавбазы «Ксения», когда днём, в 14.00, в кормовой части субмарины неожиданно прогремел мощный взрыв и начался пожар.
Во избежание повреждений плавбазы и других кораблей «Касатку» отвели в сторону, приткнув к береговой отмели. Это не было лишним, взрыв повредил корпус кормовой оконечности, что грозило затоплением. Пожар был потушен личным составом лодки, посторонней помощи им не потребовалось. Последующий ремонт занял 20 дней. К сожалению, у нас нет данных о причинах взрыва.
Но случались взрывы еще и на недостроенных субмаринах. Так из-за небрежности команды, во время приёма бензина, 1 августа 1909 года у достроечной стенки завода Крейтона в Петербурге, произошёл взрыв паров бензина на строящейся подводной лодке «Дракон» (типа «Кайман»). Эта подводная лодка проекта американской фирмы Лэка строилась фирмой на территории России, а оборудование поставлялось из США. Из экипажа ПЛ "Дракон" погибло 3 человека, еще 15 получили сильные ожоги. Взрыв, ещё не принятой в казну лодки, вывел из строя часть оборудования отсеков и задержал сдачу «Дракона» флоту почти на год. Ремонт лодки производился командой за счёт фирмы Лэка, и 17 ноября 1911 года ПЛ вступила в строй.
Продолжали преследовать происшествия и первенец отечественного подводного судостроения - "Дельфин". 28 мая 1911 года на борту ПЛ «Дельфин» (командир лейтенант Е.Е.Проффен) из состава дивизиона подводных лодок Сибирского флотилии, едва не произошла крупная авария. Описание событий, которые были предпосылками не поддаются пониманию, ...(((
В некоторых источниках, например у Э.А.Ковалева, датой этого события считается 28 июня 1911 года.
28 мая на лодку, находящуюся в бухте Разбойник (залив Стрелок), производилась приёмка топлива (бензина). Около 16-ти часам вахтенный старшина мотористов Старовойтов, почувствовав запах паров бензина, решил промыть трюм морской водой. Свою работу он освещал переносным светильником. Во время работы под фундаментом двигателя неожиданно возникло пламя. Как оказалось, в трюм из топливных цистерн через неплотно закрытые клапана проникал бензин. Он и воспламенился от искрения переносной лампы светильника Старовойтова, которая оказалась неисправной и, что называется, «закоротила».
Это тоже самое, по сути, как сейчас подсветить спичкой в баке автомобиля, чтобы проверить сколько бензина там осталось, ... (((
К счастью, очаг пожара был быстро накрыт мокрым брезентом, благо вахтенный уже успел запустить в трюм забортной воды. Входной люк лодки закрыли, и огонь погас сам собой без доступа воздуха. Благодаря быстрым и решительны действиям пламя нанесло лишь незначительные повреждения. Но всё же, командир лодки получил выговор! Выговор за пожар в трюме подводной лодки!
Освоение подводных лодок было очень непростым...
Источники:
Ковалёв, Э. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава/ Ковалев Э.А. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- Л.: Судпромгиз, 1963г. - 440 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; "Судостроение", № 2/1990.