Найти тему
МОЛИТВА И РАЗМЫШЛЕНИЕ

СУД НАД МАРТИНОМ ЛЮТЕРОМ

Очень полезно изучать биографии великих людей, оставивших глубокий след в истории. Это в полной мере относится к великому Реформатору Церкви, Германии, да и всей Европы, Мартину Лютеру.

Уже после обнародования трех своих главных книг («Обращения к христианскому дворянству немецкого народа», «О Вавилонском пленении церкви», где Лютер яростно атаковал правило католической церкви, позволявшее толковать Библию исключительно Папе Римскому и «О свободе христианина»), Лютер был вызван на суд императора в г. Вормс в 1521 году, то есть ровно пятьсот лет тому назад.

Примерно за 100 лет до этого в похожем положении находился другой великий реформатор – Ян Гус. Гус тоже был вызван на суд и тоже имел императорские гарантии неприкосновенности, однако был осужден как еретик и сожжен. Лютер, безусловно, помнил о судьбе Гуса. Возможно поэтому когда в первый день заседания суда от него потребовали безоговорочного отречения от своих взглядов, он несколько стушевался и попросил дать время для размышления. Император согласился ждать до следующего дня.

Что делал Мартин в тот вечер и в ту ночь, никто точно не знает, но вполне очевидно, что он молился и просил у Бога мужества. На молитву пришел ответ, потому что на следующий день в речи реформатора уже не было заметно ни малейшего смущения и колебания.

На вчерашний вопрос Лютер отвечал решительно и ясно: в некоторых из своих книг он излагает такие евангельские истины, которые признаются и его врагами; от них он, конечно, отказаться не может. В других он нападает на превратное учение и законы папства, относительно которых никто не станет отрицать, что они насилуют совесть христиан и поглощают все богатство германской нации: если он отречется от этих книг, то станет сам пособником тирании и алчности. Он готов отказаться от своего учения лишь в том случае, если ему докажут его ошибочность на основании Св. Писания. Мало-помалу речь Лютера разрослась в настоящий обвинительный акт против папства.

После небольшого перерыва, Лютер продолжал:

“От меня хотят прямого, ясного и категорического ответа. Хорошо, я отвечу вам прямо, без всяких изворотов. Я не могу подчинить свою веру ни папе, ни соборам, ибо ясно как день, что они часто впадали в заблуждения и даже противоречия с самими собою. Поэтому, если меня не убедят свидетельствами из Св. Писания или очевидными доводами разума, если меня не убедят теми самыми текстами, которые я привел, и если таким образом мою совесть не свяжут словом Божиим, то я не могу и не хочу отказываться ни от чего… я не отрекусь от написанного мною, поскольку глупо и небезопасно действовать против своей совести. На сем стою и не могу иначе. Да поможет мне Господь! Аминь».

Здесь очень ясно и однозначно Лютер заявил о том, что только Св. Писание является главным авторитетом в вопросах веры и совести. Здравый смысл является Божьим даром для нас, чтобы мы могли отличать здравые толкования Слова от предвзятых. Совесть каждого верующего должна быть по выражению Лютера «связана словом Божьим», а действовать против совести "глупо и небезопасно".

Если бы мы все имели такую совесть и не шли бы на компромиссы с ней, мир был бы совершенно иным…

Жду Вас в комментариях. Храни Вас Господь!

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525
Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525