Найти тему
Деловой Бийск

Бензин и дизтопливо на АЗС подорожали, где предел роста цен?

Оглавление

Правительство и эксперты нефтегазовой отрасли говорят, что рост цен сохранится в пределах инфляции. При этом среди нефтяников накопилось недовольство действующим механизмом регулирования топливных цен, однако поддержка нефтяных компаний государством повлечет за собой потери для бюджета.

Искать точку равновесия, при которой возможен идеальный баланс между развитием нефтяной отрасли, наполнением бюджета и соблюдением интересов потребителей, предстоит новому вице-премьеру Александру Новаку.

Почем топливо для народа?

Мониторинг цен на заправках в Бийске показал, что за два первых месяца года бензин подорожал в пределах 3%, дизтопливо прибавило не более 80 копеек в цене за литр. Если где‑то выше — это уже больше похоже на внутрирыночные манипуляции. Бензин по ценам января пока еще можно купить на независимых АЗС, но и там обещают повышение в ближайшее время. Основная причина смены ценников на бийских АЗС в начале года в сторону увеличения заключается в плановом повышении ставки акциза на топливо с 1 января на 4%. Другая причина, по сообщению Минэнерго, связана с накопленным отставанием темпов роста цен на АЗС от инфляции в 2020 году. По данным Росстата, в прошлом году бензин подорожал на 2,5%, дизельное топливо — на 1,8%, а это в два раза меньше уровня годовой инфляции, который составил 4,9%, отметил директор центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов.

В Министерстве энергетики, словно мантру, начиная с первых чисел января повторяют, что темпы роста розничных цен в 2021 году так же, как и в прошлом, ожидаются в пределах годовой инфляции. К слову, в середине февраля Банк России сделал среднесрочный прогноз по инфляции на 2021 год, она составит 3,7–4,2%. При этом в январе, по данным Росстата, общая инфляция составила 5,19%. Средства, полученные от сбора акцизов, пойдут на дорожное строительство. По информации ТАСС, размер поступлений в 2021 году может составить более 0,8 трлн рублей. До 75% сборов направляются в пользу региональных бюджетов. При этом, согласно утвержденному федеральному бюджету на 2021– 2023 годы, 77,7% полученных средств будет распределено в дорожные фонды регионов РФ, а 23,3% направят на реализацию нацпроекта „Безопасные и качественные автодороги“.

Страховка от роста цен

Чтобы разобраться, удастся ли избежать резкого скачка цен на АЗС, нужно вернуться в 2018 год, когда с 1 января повысили акцизы на бензин и дизельное топливо на 500 руб. за тонну. Действующий на тот момент вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, который той же весной лишился своего поста, еще в феврале заверял, что резкого скачка цен на бензин и дизтопливо не произойдет, однако после президентских выборов автовладельцы стали отмечать увеличение розничных цен на топливо. За тот год, по данным газеты „Ведомости“, бензин вырос в цене на рекордные 9%, дизтопливо — на 15%, при том что уровень инфляции на конец 2018 года составил 4,27%. В конце мая состав нового правительства признал беспрецедентный рост цен на автомобильное топливо и начал принимать меры по стабилизации цен на оптовом рынке и АЗС, в частности было принято решение не проводить второй этап индексации акцизов, запланированный на июль, а также снизить акцизы на топливо: на бензин на 3 тыс. рублей за тонну, на дизтопливо на 2 тыс. рублей за тонну. В те недели по количеству вопросов и обращений в колцентры тема роста цен на топливо выходит в лидеры прямой линии с вновь избранным президентом РФ Владимиром Путиным. Глава государства выразил мнение, что ситуация была вызвана неточным регулированием правительства в сфере энергетики.

Напомним, в 2015 в нефтегазовой отрасли России начали „большой налоговый маневр“, который предусматривал поэтапное синхронное снижение экспортных пошлин на нефть и рост ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это позволило бы снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть и увеличить поступления в бюджет. Для ограничения роста внутренних цен на нефтепродукты вследствие повышения ставки НДПИ предусматривалось снижение ставки акцизов, но по факту уменьшения не произошло. Наоборот, их повышали для пополнения бюджета, что в корне противоречит логике налогового маневра. В результате такой налоговой политики нефтепродукты стало выгоднее экспортировать, чем продавать в России. Увеличение себестоимости производства нефти при сохранении цены на внутреннем рынке привело к снижению прибыли нефтеперерабатывающих компаний.

Неудивительно, что эти потери компании решили компенсировать повышением цен на нефтепродукты, что и произошло в мае 2018 года. Осенью вице-премьеру Дмитрию Козаку удалось договориться с ключевыми нефтяными компаниями о фактической заморозке оптовых цен до 1 апреля 2019 года, т.е. они не должны расти быстрее темпов инфляции в стране. К тому моменту был разработан демпферный механизм, который был призван не допускать скачков цен на АЗС. Недополученную прибыль при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок — что менее выгодно по сравнению с экспортом — нефтяникам частично (пример‑ но половину разницы) компенсировали из госбюджета.

При этом, если экспортные цены опускаются ниже определенного уровня, владельцы НПЗ выплачивают разницу в бюджет. Заработавший механизм демпфера позволил вновь вернуться к рассмотрению повышения акцизов на топливо.

Нефтяников не устраивает механизм регулирования цен

С 2019 года механизм помогает сдерживать рост розничных цен для потребителей не выше инфляции, но он уже не устраивает нефтяников, поскольку те считают, что компенсаций от государства недостаточно. Рост оптовых топливных цен на 10–11% в начале 2021 года, мировая тенденция по снижению маржинальности НПЗ из‑за низкого спроса, вызванного пандемией, могут помешать планам правительства удержать рост розничных цен в пределах инфляции. В начале февраля текущего года появляется информация, что правительство все же намерено внести коррективы в существующий механизм регулирования цен на топливо, сообщает „Газета.Ru“, но точных сроков нет. Кабмину важно проработать вопрос без ущерба для поступлений в бюджет. Демпферный механизм базируется на разнице между экспортной ценой топлива и индикативной внутренней ценой, размер которой закреплен в законодательстве и ежегодно индексируется на 5%. Глава „Газпром нефти“ Александр Дюков пояснил журналистам, что поскольку розничная стоимость топлива в России в 2020 году выросла примерно на 2%, то индексация оптовой цены в формуле демпфера тоже должна быть 2%. Уменьшение позволит сократить убытки заводов и увеличить их загрузку. Для бюджета это означает потерю 70 млрд руб. в год, такую сумму нужно будет выплатить в виде компенсаций владельцам НПЗ, поэтому Минфин выступает против корректировок. По мнению ведомства, которое оно озвучило изданию „Коммерсантъ“, демпфер — эффективный механизм, бюджет не может позволить вносить в него регулярные корректировки в зависимости от ценовой конъектуры на мировых рынках. „В противном случае придется искать другие источники для компенсации этих выпадающих доходов для поддержки нефтяных компаний“, — заявили „Ъ“ в Минфине. Потребителям можно лишь надеяться, что и их интересы будут учтены, и рост цен на горючее не окажется взрывным.

Дарья Пушкова, фото Дмитрия Старкова