100 лет назад, в марте 1921 года, на фоне Кронштадтского мятежа в Москве проходил Х съезд РКП (б), на котором было принято решение свернуть политику военного коммунизма и перейти к новой экономической политике – НЭПу.
После тяжёлых лет лишений Гражданской войны: продразвёрстки, реквизиций, пайков и т.п. внезапно наступила эпоха свободной торговли. Как из под земли выросли лавки, лавочки и лавчонки, закрутились капиталы, стали открываться частные производства всего и вся, что только имело спрос на внутреннем рынке. Рынки других стран для частников были закрыты, т.к. на внешнюю торговлю была объявлена госмонополия. Впрочем, длилось всё это не так уж и долго, т.к. революция делалась не ради возврата к старому пусть и под новой вывеской.
Нельзя сказать, что при НЭПе не было никаких масштабных программ модернизации страны, активно реализовывался, например, план ГОЭЛРО (государственная электрификация России), но время требовало не частичных улучшений в отдельных сферах, а мощного рывка по всем направлениям. Поэтому партией большевиков и советским правительством было принято решение о начале форсированной индустриализации страны. Для этого была введена система государственного планирования, а в сельском хозяйстве была начата коллективизация. Уже в октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Официально НЭП ещё не был отменён, но фактически уже наступила другая эпоха, формальным же его концом стало 11 октября 1931 года, когда частная торговля в СССР, за исключением самой мелкой на рынках, была запрещена.
С началом индустриализации изменилась и столица СССР – Москва. В ней было снесено и перенесено (!) огромное количество зданий, были расширены многие старые улицы, проложены новые, построено большое количество современных зданий и сооружений. В 1920-е в столице тоже строили, но сейчас такой метод принято называть точечной застройкой, поэтому Москва в целом сохраняла черты дореволюционного купеческого города. Фотографии этого города, города 1927-28 годов, города последних лет НЭПа и будут появляться на этом канале в течение нескольких постов. Начать стоит, конечно, с Кремля и его ближайших окрестностей.
На панораме Кремля, снятой из Замоскворечья, ещё отчётливо виден шатёр над памятником императору Александру II, находящийся в самом центре.
Сам памятник был снесён вскоре после переноса столицы из Петрограда в Москву, а архитектурный комплекс, центром которого он был, простоял ещё 10 лет и был разрушен в 1928 году.
На другой панораме хорошо видна многолюдность Кремлёвской и Москворецкой набережных, которые были довольно бойким местом в то время. Заметна и исчезнувшая хаотичная застройка Зарядья, того самого, где сейчас ландшафтный парк.
Соборная площадь в те годы выглядела примерно так же, как и сегодня, а вот Ивановская сильно отличалась. На ней ещё стоял старинный Чудов монастырь (на фото он справа от колокольни Ивана Великого), который снесли в 1930 году.
Главные здания Кремля, такие как Большой дворец, имели в конце 1920-х почти сегодняшний вид.
Поэтому внимание привлекают другие детали и это даже не снесённая позже отводная стрельница с воротами, пристроенная к Тайницкой башне в 60-е годы XIX века, или домик на набережной – это трамваи, которые по ней ходили и которые сейчас смотрятся совершенно неожиданно.
Фотографии Кремля с запада, предположительно из бельведера дома Пашкова, встречаются не так уж и часто, т.к. имеют не самый выгодный ракурс, зато позволяют увидеть эту средневековую цитадель, как слоёный пирог из разных архитектурных эпох.
Как уже говорилось, Ивановская площадь Кремля 1920-х заметно отличалась от современной. О Чудове монастыре речь уже заходила, но там был не только он, но и Малый Николаевский дворец (на фото справа), разобранный в 1929 году.
Другое утраченное здание – собор Спаса на Бору, который стоял во внутреннем дворе Большого кремлёвского дворца, но был уничтожен в 1933 году для того, чтобы освободить место для чисто утилитарного в архитектурном плане служебного корпуса.
Пришло время рассказать о кремлёвских башнях накануне больших перемен. Четыре из них до революции были увенчаны двуглавыми орлами: Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая. В 1935-37 годах орлы в два приёма были заменены звёздами, причём звезда появилась ещё на одной башне – Водовозной.
Почти все остальные башни были украшены флажками, сейчас таких башен 12.
Одним из исключений была и является сейчас Благовещенская башня, которую тогда украшал крест, а сейчас венчик. Башня получила название от имени висевшей на ней иконы – Благовещение, кроме того, за ней располагалась церковь Благовещения на Житном дворе, снесённая в 1932 году. Другим исключением была и остаётся Царская башня, также украшенная венчиком.
Наконец ещё у одной башни тогда не было шатра, как нет его и сейчас, – это Кутафья. О происхождении её названия до сих пор идут споры, которые вряд ли разрешатся в обозримом будущем.
Вот так выглядело сердце нашей Родины накануне Великого перелома. Если у вас возникли вопросы или есть пожелания о том, что лучше показать в следующей части, пишите в комментариях.
В тексте использован ряд фотографий из книги Sidorow А.А. Moskau. Berlin, 1928
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки