Разумеется, речь не о физическом выживании. С ним-то стоику достаточно легко, — заработать на жизнь можно без проблем. Речь пойдёт о духовном выживании, о противостоянии давлению со стороны массовой культуры, рекламы, пропаганды пороков. Эта проблема была актуальна еще во времена Сенеки, а к XXI веку усилилась многократно. Суть, впрочем, та же:
"Как слушавшие музыку уносят с собой в ушах переливы сладкого напева, который мешает сосредоточить мысли на важном, так и слова льстецов и хвалителей порока остаются в нас и после того, как мы перестаём их слышать. Нелегко прогнать из души их сладкий звук: он с упорством преследует нас и время от времени возвращается. Поэтому нужно закрывать уши ещё прежде, чем услышишь зловредный голос: а когда соблазнитель уже начал говорить, ты же согласился слушать, он наглеет всё больше. И в конце концов дело доходит до таких разговоров: «Добродетель, философия, справедливость — всё это треск пустых слов. Есть только одно счастье: угождать жизни, есть, пить, свободно распоряжаться имуществом. Это и значит жить, это и значит помнить о том, что ты смертен. Дни текут, проходит невозвратимая жизнь. Что же мы колеблемся? Что толку быть мудрым и навязывать воздержность возрасту, который и может наслаждаться, и требует наслаждений, и скоро станет не годен для них? Зачем забегать вперед смерти и самому запрещать себе то, что она отнимет? У тебя нет ни любовницы, ни мальчика, которому даже любовница позавидует; каждый день ты выходишь трезвым; обедаешь ты так скромно, будто должен давать ежедневную запись расходов отцу на одобренье. Это значит не жить, а смотреть, как живут другие. Какое безумие — быть распорядителем имущества твоего наследника, отказывать себе во всем, чтобы большое наследство превратило твоего друга во врага! Ведь чем больше он получит, тем сильнее порадуется твоей смерти. Не ставь и в грош всех этих унылых и нахмуренных цензоров чужой жизни, врагов своей собственной, этих всеобщих опекунов! Не сомневайся в том, что предпочесть: хорошую жизнь или добрую славу!» Таких голосов надо избегать не меньше, чем тех, мимо которых Улисс не хотел проплыть иначе как связанным. У них та же сила: они уведут прочь от отчизны, от родных, от друзей, от добродетели и сделают так, что несчастный постыдно разобьется о постыдную жизнь".
Хорошо было Сенеке избегать и закрывать уши, но сегодня такие "сладкие напевы" струятся из каждого утюга. От них никуда не спрячешься, они настигают и дома, и на улице, и на рабочем месте. Чтобы их избежать, придётся прятаться в тайге и даже радио не включать. Однако, это явно не стоический путь. Имхо, чтобы современному стоику не сдаться этой гедонистической пропаганде, ему нужно делать следующее:
- Искать своих. Каждый из нас не один. Нужно просто найти таких же как ты, сформировать из них свой круг общения и совместно противостоять вражеским "голосам". В кучке соратников это по любому легче делать, чем в одиночестве.
- Усиленно работать с возражениями. То есть вместо того, чтобы закрывать уши, надо усиленно опровергать гедонистические тезисы, надёжно обосновывать свои, парировать возражения сомневающихся. Думаю, можно выстроить в своём сознании мощную теоретическую оборону, которую не одолеет ни один деструктивный голос.
Вот такой план. Непростой, но кажется вполне реалистичным. Что думаете?
#общество потребления #философия жизни #современное общество #потребительство #психология общества