В некоторых кругах слишком много внимания уделяют тому факту, что Фива, которой Павел посылал приветствие, названа помощницей и дьякониссой (Рим. 16:1, 2). Некоторые используют эти слова в качестве доказательства того, что в ранней церкви женщинам давались руководящие должности. Доказательство, построенное на этих словах, по меньшей мере, шатко. Если такая должность существовала в ранней церкви, то она - единственная, для которой в Библии не приводится никаких требований. Если Фива все же служила в таком качестве, доказывает ли это, что она руководила мужчинами?
В Рим. 16 не конкретизируется, как именно служила Фива. Шила ли она одежду, как Серна, или проповедовала общине? Позволяла ли общине собираться у нее дома, как это делала Нимфа? Работала ли вместе со своим мужем, как Прискилла, или же руководила песнопением? Вела ли женские занятия или, может, учила мужчин? Готовила ли она еду и кормила нуждающихся в общине или надзирала за распределением благотворительной помощи, как делали семеро мужчин в Иерусалиме? Выполняла ли она какую-либо работу, дававшую ей власть над мужчинами? Чтобы понять, каковы были границы ее служения, нам нужны другие утверждения Библии.
Употребив слово диаконон в Рим. 16:1 по отношению к Фиве, Павел не вкладывал в это слово ни идею руководящего попечительства, или пастырства, ибо в церкви эта обязанность вменялась старейшинам (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1, 2), ни идею принятия решений за всю общину. Руководить стадом, церковью должны были пастыри (пастухи) - назначенные Богом блюстители (называемые также старейшинами/пресвитерами и епископами). Работая наподобие пастухов, они должны были принимать решения за овец и заботиться об их благополучии. Решают за овец и ведут их пастухи, а не наоборот. Они должны идти впереди стада, выбирая направление для овец в соответствии с волей Пастыреначальника (1 Пет. 5:4). Эта обязанность возлагалась на мужчин, что видно из того факта, что о каждом старейшине говорится как о муже одной жены (1 Тим. 3:2).
Слово диаконос в Новом Завете употребляется как в специальном, так и в общем смысле, равно как “старейшина”, “апостолы” и другие слова. В значении конкретного служения в качестве дьякона в Новом Завете оно употребляется всего трижды (Фил. 1:1; 1 Тим. 3:8, 12). Если в Рим. 16:1 подразумевается должность, то в этом значении оно употребляется самое большее четыре раза; в противном случае этот стих входит в двадцать семь случаев употребления этого слова в неспециальном, общем смысле и означает просто “служение, работа, помощь”. Глагол диаконео, означающий “служить, содействовать, помогать, заботиться”, встречается тридцать шесть раз, причем только два раза по отношению к служению в качестве дьякона. То, что Фива названа диаконос, доказывает, что она занимала должность дьякониссы, не больше, чем употребление этого слова по отношению к Павлу (Еф. 3:7; Кол. 1:23, 25), Тихику (Еф. 6:21; Кол. 4:7), Епафрасу (Кол. 1:7) и Тимофею (1 Фес. 3:2; 1 Тим. 4:6) служило бы доказательством того, что они были дьяконами.
Факт упоминания диаконос (дьяконов) рядом с епископами (Фил. 1:1; 1 Тим. 3:1, 8) должен означать, что их обязанности были иными, чем у епископов (блюстителей). Соответственно, и значение этого слова, понимаемого как “личное служение под руководством другого”, показывает, что в обязанности занимающего такую должность входит работа, определяемая для них епископами. Из квалификационных требований (1 Тим. 3:8-13) к этим служителям вытекает, что это должны были быть уважаемые, преданные и способные мужчины.
Семеро мужчин, избранных обслуживать столы (Деян. 6:1-6), возможно, и не занимали “должности” дьяконов. Существительное диакониа, имеющее женский род и употребленное для описания их работы, происходит от того же корня. Если бы в этом случае подразумевалась должность дьякона, тогда, вероятно, было бы употреблено существительное мужского рода диаконос, как во всех остальных случаях, где подразумевается эта должность.
Когда слово диаконос употребляется не в значении должности дьякона, оно означает служение под руководством другого. Поэтому, если контекст не требует значения должности дьякона, следует считать, что оно употреблено в общем, не специальном смысле.
В этом суть проблемы со словом диаконон в Рим. 16:1 в применении к Фиве. Из контекста нельзя определить, используется оно в специальном или в общем смысле, так что любые предположения тут имеют одинаковое право на существование. Некоторые считают, что слово простатис (Рим. 16:2), переведенное как “помощница”, подразумевает, что она осуществляла надзор. Поскольку простатис появляется в Новом Завете только здесь, у нас нет такого контекста в Новом Завете, который помог бы определить значение этого слова. Нельзя опереться и на его использование в светской литературе, потому что, хоть оно и имеет значение “руководства” и “управления”, гораздо чаще оно используется в связи с такими понятиями, как “служение, содействие, помощь, оказываемые по мере необходимости”. Может быть, поэтому слово простатис практически всеми переводится как “помощница”, а не “руководительница” или “правительница”.
Павел указывает, что Фива была простатис, “помощницею многим и мне самому” (Рим. 16:2). Если в этом отрывке простатис означает “руководительница” или “правительница”, тогда она была руководительницей Павла, а такой вывод вряд ли кто сделает. Такое значение, как “главная помощница”, которое часто содержится в этом слове, лучше всего подходит к ее взаимоотношениям с Павлом и со многими другими. У нас нет достаточных свидетельств, что Фива занимала какую-либо должность в церкви. Вопрос, касающийся учения, не должен решаться на основании отрывка, не имеющего контекста, достаточного для того, чтобы однозначно доказать ту или иную позицию.
Помогает ли более широкий контекст Библии определить роль Фивы? В доказательство, будто ранняя церковь имела должность дьякониссы, некоторые приводят 1 Тим. 3:11. Они говорят, что, поскольку должность дьякониссы существовала, то Фива, по всей видимости, занимала такую должность. Если доказать, что в ранней церкви были дьякониссы, то можно было бы говорить о допустимости того, что она была дьякониссой, но это отнюдь не доказывало бы однозначно, что она была дьякониссой. Вокруг 1 Тим. 3:11 возникает столько вопросов, что из этого отрывка нельзя извлечь никаких бесспорных выводов. Слово гине, переведенное как “жены”, может означать как жен дьяконов и/или старейшин, так и дьяконисс (ср. Современный Перевод, где это “женщины-помощницы”). Учитывая, что ни в каком другом месте Нового Завета не упоминается о том, чтобы женщины служили на официальных должностях в качестве дьяконисс, мы должны проявлять осторожность и избегать категорических утверждений, будто Фива была дьякониссой, а в ранней церкви существовала должность дьякониссы.
Даже если бы мы смогли установить, что должность дьякониссы существовала, это все равно не доказывало бы, что женщины в ранней церкви служили блюстителями [епископами, старейшинами]. Такое свидетельство не подтверждало бы, что женщины делали все то, что им кое-кто приписывает, равно как не служило бы оправданием тех женских ролей, которые у некоторых сегодня считаются обыкновенным делом. Вся имеющаяся в Новом Завете информация указывает на то, что должность дьякона, согласно значению этого слова, означала обязанность выполнять задания, полученные дьяконами от других. Слово диаконос употребляется по отношению к слугам, которые выполняли приказы царя (Мф. 22:13), а также по отношению к тем служителям, которым Мария велела выполнять распоряжения Иисуса в Ин. 2:5, 9. Слово диаконос применяется к людям, которые исполняют волю Иисуса (Ин. 12:26), и к правительственным чиновникам, проводникам Божьей воли (Рим. 13:4). Этим словом также названы апостолы, которые исполняли волю Иисуса, будучи учителями, проповедниками нового завета (2 Кор. 3:6; 6:4), лжеучителя, посланники сатаны (2 Кор. 11:15), а также Павел, который благовествовал то учение, которое Иисус велел ему нести людям (1 Кор. 3:5; 11:23; Еф. 3:7; Кол. 1:23, 25).
Диаконос был тем, кто исполнял указания вышестоящих лиц. Его положение не позволяло ему руководить или принимать решения. Если Фива и была дьякониссой, она все равно не занимала руководящей должности в кенхрейской общине. Неважно, была она “дьякониссой” или нет, - главное, она была преданной христианкой, которая служила под началом других и исполняла их решения.