Как мы и предполагали в предыдущем обзоре, Боинг оказался временным лидером и продержался на первой строчке всего месяц. Февраль, к слову, был чрезвычайно насыщен событиями. Но для начала свежие данные из отчётов крупнейших авиапроизводителей мира.
Поставки
В феврале 2021 года
Эйрбас (Airbus, Европа): 32 самолёта (-42%)
Боинг (Boeing, США): 20 самолётов (+25%)
За 2 месяца 2021 года
Эйрбас (Airbus, Европа): 53 самолёта (-38%)
Боинг (Boeing, США): 45 самолётов (+73%)
Европейский авиапроизводитель в феврале передал авиакомпаниям 29 самолётов семейства А-320, два А-220 и один А-350. В соответствии с последними тенденциями 7 самолётов получили американские авиакомпании и 10 - китайские.
Американский авиапроизводитель поставил заказчикам 1 грузовой Б-767 и 19 пассажирских самолётов. Темпы освобождения стоянок от простаивающих Б-737 MAX замедляются, поставки снизились с 21 до 18 самолётов. Американские авиакомпании принимать дальнейшие поставки не готовы, они переносятся на 1-2 года. Европейцы также не торопятся, а азиатские рынки для 737 MAX по прежнему закрыты. Один Б-777-300ER получил Аэрофлот. Зачем он понадобился Аэрофлоту в условиях падения пассажиропотока на 60% - загадка. Тем более что совсем недавно Аэрофлот сообщал о переносе всех поставок новых самолётов как минимум на год.
Заказы
В феврале 2021 года
Эйрбас (Airbus, Европа): Сообщается о заказе 10 самолётов А-320нео от неизвестного заказчика. Кроме того отменены заказы на 92 самолёта (1 А-220, 59 А-320нео, 30 А-321нео, 2 А-350. Самый крупный заказ аннулировали норвежцы (58 А-320нео и 30 А-321нео). И в отличие от Боинга Эйрбас оперативно исключил Norwegian из книги заказов. Зато на сайте Боинга до сих пор числится норвежский заказ на 97 самолётов, об отмене которого авиакомпания заявила ещё летом 2020 года. Этот факт очередной раз доказывает, что Боинг приукрашивает свою статистику и к его цифрам нужно относиться с осторожностью.
Боинг (Boeing, США): В феврале сообщается о получении 55 заказов, из них 19 от неназванных заказчиков, что можно рассматривать как сомнительные. Также 25 самолётов 737 MAX как бы заказала авиакомпания Юнайтед. Здесь мы уже писали, что Юнайтед фактически получает самолёты бесплатно. Отменены заказы на 51 самолёт, в том числе на 15 самолётов Б-787.
Новости
Эйрбас (Airbus, Европа)
- В феврале Эйрбас выпустил неожиданно хороший для кризисного года отчёт. Убытки подразделения коммерческих самолётов оказались в 10 раз меньше чем у американского конкурента.
- Боинг фактически проиграл конкуренцию Эйрбасу на рынке узкофюзеляжных самолётов повышенной дальности. Об этом говорят отсрочка своего проекта 737 MAX 10 до конца 2023 года и жалоба европейским авиавластям на "проблемы безопасности" самолёта А-321XLR.
- Европа заключила с США 4-месячное перемирие в торговой войне, в которую втянуты Эйрбас и Боинг. Ближайший квартал ждём роста поставок европейских самолётов в американские авиакомпании, которые постараются воспользоваться возможностью избежать уплаты 15%-ной пошлины.
Боинг (Boeing, США)
- Индонезийские следователи сообщили любопытные детали катастрофы самолета Б-737 авиакомпании Sriwijaya Air, разбившегося в январе.
Автомат тяги работал аномально, при этом неполадки в его работе возникали и до катастрофы. Следователи продолжат изучение данного элемента системы предупреждения опасного сближения с землей, а также проверят техническое обслуживание лайнера.
- Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) разрешили полёты 737 MAX. Не совсем понятно куда на нём будет летать авиакомпания Флай Дубай, имеющая их в своём парке. Ведь все окружающие страны запрет не снимали. Остаётся только маршрут Дубай-Абу-Даби. Запрет также сняла Австралия, хотя у австралийских авиакомпаний нет ни одного 737 MAX. Россия, в свою очередь, отложила решение как минимум на полгода . Китай никуда не торопится. Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) сообщила, что даже не приступала к повторной сертификации самолёта:
Основные проблемы безопасности, поднятые CAAC, еще не решены полностью. После того, как проблемы безопасности, поднятые нами, будут решены, лётные сертификационные испытания будут проводиться поэтапно.
- Федеральное авиационное управление США (FAA) выписало Боингу очередной штраф на 6,6 млн. долларов за неисполнение предписаний регулятора. Глава FAA Стив Диксон прокомментировал решение следующим образом:
Я вновь напоминаю руководству Boeing, что компания должна сделать приоритетом выполнение требований безопасности и регулятора. FAA всегда будет ставить безопасность на первое место в своих решениях.
- И наконец, новость месяца - запрет на полёты самолётов Б-777-200 с двигателями серии PW4000. Запрет введён в связи с отказом и пожаром двигателя на самолёте авиакомпании Юнайтед, произошедшим 21 февраля в Денвере.
- Особенно не афишируется, но днём ранее аналогичный отказ с разрушением двигателя той же серии случился с грузовым самолётом Б-747, вылетевшем из аэропорта Маастрихт (Нидерланды). Самолёт выполнил экстренную посадку в аэропорту Льеж (Бельгия). Однако, от падающих обломков пострадала пожилая женщина и ребёнок, получивший ожоги. Обломки двигателя повредили также автомобили и дома на земле.
- Как выяснилось позднее, Боинг знал о проблеме задолго до происшествий. С 2018 года он обсуждал её с ФАУ. В отчете ФАУ по этому поводу отмечается:
В связи с различными дефектами, возникшими в результате потенциальных улучшений обшивки двигателя лайнера Boeing 777, компания решила создать новый кожух вентилятора вместо попыток улучшить уже существующие.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Крупнейшие авиапроизводители мира 2020. В плюсе только Россия и Китай
Нас бьют, мы летаем! Объясняем подробности информационных атак против российских самолётов
Аттракцион невиданной щедрости. Какие подарки получил Аэрофлот от Боинга и Эйрбаса?
Боинг вернулся в 70-е. Второй подряд провальный год для американского концерна