Некоторые книги, которые уже точно не буду перечитывать, отдаю кому-нибудь. Или в библиотеку. Позвонил знакомый мужчина. Ему примерно 55 лет. Попросил у меня роман Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» - перечитать ему захотелось.
Книжку я передал, а после ходили по Уралмашу и о жизни разговаривали.
Он вдруг сказал, что завидует мне «белой завистью», потому что я на пенсии, а ему еще лямку тянуть и тянуть.
Спросил его, а как он на пенсии собирается жить, когда свобода придет? И вот мой собеседник начал перечислять намерения. Прежде всего, сделать не торопясь ремонт всей квартиры, потому что отпуска на это дело не хватает. В его планах всё четко: комната такая, прихожая вот такая. Потолки, стены и полы. А еще кухня и санузел. И что не нужно спешить, потому что все время твое. Делай ремонт и радуйся плодам своего труда.
Ну, хорошо, а что еще? В ответ услышал, о чем сам мечтал, когда до моей пенсии оставалось много времени: читать. То есть прочитать книги, до которых руки не доходили. И самообразованием заняться. Порадовать ум и душу.
Мой опыт подсказывает мне, что, находясь на заслуженном отдыхе, не будешь с утра до вечера читать и читать.
Мы еще немного походили. И он вдруг как будто взорвался. Закипели чувства, которые он скрывал от всего мира. Разволновался, быстро заговорил.
Прежде всего, пожить для себя можно только на пенсии – так он говорил. Не ремонт, не книги – нет!
Он сказал, что никогда не принадлежал себе. Всю жизнь в однокомнатной квартире с женой. Сына вырастили, он женился и ушел. И вот они с женой вдвоем. Никуда не спрятаться. Спрашивает меня нервно: «Ты знаешь, что такое одиночество»? И сам отвечает: «Одиночество – это счастье независимости»! Лечь вечером, когда хочешь. Или не ложиться вообще. Утром встать, когда тебе надо. Другими словами, жить без указки, без приказа, без ворчанья и каприз.
У жены – одно, у него – другое. И они в выходные уже друг друга раздражают. И вот, чтобы почувствовать счастье, после выхода на пенсию он собирается уйти на съемное жилье. Пожить отдельно. Не в смысле вообще развестись, а просто пожить по отдельности. Затем, в глубокой старости, можно снова сойтись.
Так вот, пенсия – это свобода от работы – в первую очередь. А еще возможность пожить в личном пространстве, без других глаз, без чужого самолюбия и прочее. То есть отдыхать на свободе в полной мере. Для себя!
И такая жизнь – для него предел мечтаний. И она, по его убеждению, возможна только на пенсии.
Замолчал, начал немного остывать.
Я подумал, что в этом есть большая доля истины. Мы устаем от работы. Иногда устаем и от отношений. Это не понять тем, у кого изначально в квартире несколько комнат. И человек может иметь личное пространство. Ему не понять тех, кто с младых ногтей ютится с семейством на крошечном пятачке. И ему хочется свободы.
Спрашиваю: а жена согласна? Отвечает, что да. Дело за малым – за пенсионным удостоверением.