Правильность функционирования тормозной системы автомобиля зависит от ряда факторов. Нередко при техническом обслуживании смотрят только на износ колодок, не проверяя толщину дисков. И действительно, бытует совершенно ошибочное мнение, что тормозной диск практически не подвержен износу. На самом же деле, то же самое явление, что вызывает износ колодок, со временем приводит и к износу тормозного диска. Подробно об этом нам рассказали специалисты Brembo.
Предел износа диска можно определить как толщину, ниже которой не обеспечивается нужная эффективность торможения. Речь идет о параметре, имеющем первостепенную важность, и который следует учитывать при профилактических осмотрах. Так к чему же может привести использование слишком изношенного диска?
Уменьшение толщины диска снижает его механическую прочность и способность рассеивать тепло, вызывая ряд таких проблем и неисправностей, как:
образование термических трещин на тормозной поверхности, вызванное повышением температуры и снижением толщины сопротивления;
деформация диска с возникновением вибраций и шумов;
удлинение хода педали, вызванное уменьшением толщины рабочей поверхности тормозного диска. В крайних случаях это также может привести к потере герметичности поршня тормозного суппорта, а также к выходу из гнезда или застопориванию самих колодок.
Помимо вышеупомянутых проблем использование изношенного диска может привести к возникновению и других очень опасных явлений, в особенности при интенсивной эксплуатации транспортного средства. Речь идет о паровой пробке и фединге.
Высокая температура диска в сочетании с частым торможением, характерным для езды по горным дорогам, может вызвать появление паровой пробки, вызванной превышением жидкостью в тормозной системе температуры в 200°C.
Перегрев жидкости приводит к образованию в контуре воздушных пузырьков, поддающихся сжатию, вследствие чего происходит полная потеря тормозной способности даже при полном нажатии тормозной педали.
Явление фединга также связано с повышением температуры вследствие уменьшения толщины диска и интенсивной эксплуатации автомобиля. Из-за повышения температуры снижается коэффициент трения между колодкой и диском с соответствующим увеличением тормозного пути.
Как измеряется минимальная толщина тормозного диска?
Чтобы правильно измерить минимальную толщину тормозного диска, необходимо использовать штангенциркуль или микрометр. Замер должен проводится как минимум в 4 разных точках. Наименьшее значение следует рассматривать как показательное для всего диска.
Эту величину необходимо сравнить с параметром, обозначенным на самом диске под аббревиатурой MIN TH = (минимальная толщина), за которой следует размер в миллиметрах. Если измеренные значения оказываются ниже MIN TH, необходимо произвести замену.
И, наконец, важно подчеркнуть необходимость замены дисков с обеих сторон, даже если износ ниже минимального имеет только один диск.
Как решается эта проблема?
Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров необходимо регулярно проверять всю тормозную систему. Таким образом вы сможете быть уверены в правильной работе тормозов и избежать поломок или повреждений.
При каждом контрольном осмотре все неисправные компоненты подлежат обязательной замене. Во время как планового, так и внепланового техобслуживания, важно проводить визуальный контроль состояния дисков. Можно сказать, что в среднем диски нужно заменять на каждую вторую замену колодок.
Замена должна производиться в соответствии с указаниями производителя с помощью динамометрического ключа для затяжки болтов, с использованием правильного значения крутящего момента и с соблюдением правильной последовательности затяжки.