Обзор рассказа "Вечер на Хопре"
Цикл рассказов "Вечер на Хопре" представляет собой замечательный образец русской мистики и по увлекательности не уступает знаменитым "Вечерам на хуторе близ Диканьки" Гоголя.
В этом произведении автору чудесным образом удалось соединить русские фольклорные мотивы с образцами западноевропейской готической прозы: на страницах книги вам встретятся и привидения, и призраки, и "дикая охота", и многое другое.
6 красочных фантасмагорических сюжетов, написанных прекрасным образным языком, с ярким феерическим колоритом и истинно русскими героическими характерами - "страшные сказки" Михаила Загоскина доставят вам подлинное удовольствие.
Краткое содержание
Главными героями рассказа являются: автор, его друг Заруцкий, дядя друга Иван Алексеевич Асанов, городничий, его сестра 40 лет, помещик Глинский, его дочь Софья Павловна, друг Асанова Антон Фёдорович Кольчугин и Прохор Кондратьич Черёмушкин.
Автор остановился в Сердобске по делам и от городничего наслушался страшных повестей про Асанова, что он нелюдим, в то же время неслыханно богат, а его дом раньше был пристанищем разбойников и что стоит он на человеческих костях.
После этих историй автор захотел познакомиться с их главным героем и встретив по пути приятеля Заруцкого, вместе с ним поехал к Асанову и его дяде для того, чтобы пожить у него.
По дороге друг рассказал автору, что дядя Асанова в молодости был беден и наследство досталось ему после смерти от чумы в 1771 году его двоюродных братьев с племянниками. Он ещё в юности влюбился в дочь Глинского, будучи бедным, и отец Софьи в итоге прогнал его.
Когда Асанов вернулся с войны уже богатым, то с горечью узнал про смерть своей возлюбленной и поклялся никогда не жениться, в результате выкупив её дом.
Погода была ненастная и гости Асанова проводили время за бильярдом, чтением журналов ("Собеседник", "Московский курьер", "Московский зритель"). Так как автор оказался очень суеверным, то ему особенно понравились истории, рассказанные друзьями Асанова о привидениях и мертвецах.
Мистика рассказа
Всякая добротная история начинается издалека - с отвлекающих моментов, призванных расслабить читателя перед шокирующими обстоятельствами. Так и Михаил повеселил читающую публику, поведав про жену военного, сопровождавшую мужа в походах. Как раз для неё и будет искаться постой. Причём как раз в имении, построенном из разрушенного местопребывания того самого пана Твардовского. Надо ли говорить, что ночью в стенах разыгралось представление, ничем не уступающее "Вию" ? Вроде бы история не похожа на выдумку, однако Загоскин призывает проверять все обстоятельства. И то, что очевидец падает в обморок и просыпается по утру, ещё не значит, будто его напугали хозяева имения, не желавшие никого принимать на постой.
Скепсис всегда возобладает. Это объясняется в истории с привидением, обитающем в одном итальянском поместье. Будто бы оно проходит сквозь стены, что уже не позволяет сомневаться в его существовании. Снова Михаил выступал с позиции сомневающегося. Он даже подробно объяснил механизм, как можно ходить "сквозь стены", когда в оных нет ни дверей, ни какой-либо иной возможности пробраться напрямую в соседнюю комнату. Для претворения плана в жизнь нужно иметь больше людей, остальное - дело техники. Опять же, нужно забыть про страх и не бояться лично разбираться с устраиваемым для тебя представлением.