Алан Дин Фостер — писатель плодовитый и многосторонний, я бы сказал - «коммерчески эффективный». В его библиографии и очень недурной фантастический цикл о Челанксийском Содружестве, ориентированный на подростков (к сожалению, чудовищно покалеченный ужасным переводом), и веселенький фэнтезийный «Чародей с гитарой», легкий, забавный и совершенно пустопорожний, и беллетризации популярных научно-фантастических блокбастеров («Чужой», «Терминатор» и другие).
Честно признаюсь - беллетризации не читал, отзывы о них слышал крайне противоречивые, поэтому мелькавшая было несколько раз мысль «а не ознакомиться ли?» так и не выкристаллизовалась в прочтение. Возможно, в будущем. Из «Чародея» прочитать смог три книги, причем третью уже чисто из статистического интереса — все было понятно еще из первых двух томов. Серию же о Флинксе из Челанксийского Содружества, изувеченную садистом-переводчиком, я сквозь кровавые слезы прочитал всю, ведь книга-то изначально неплохая, но только в памяти и осталось, что сам Флинкс, разумные жуки, ручной дракончик и совершенно невообразимое существо по имени Абаламахаламатандра.
Однако среди этого есть у Фостера и один небольшой цикл (трилогия, если быть точным) на благодатную среди фантастов тему «на все времена» - о первом контакте землян с внеземным разумом и сопряженным с этим вторжением враждебных инопланетян. Написано на эту тему было огромное количество произведений, о многих из которых я уже рассказывал на канале (смотрите список в конце статьи), в любых представимых вариантах и стилях — от масштабных супербоевиков (Джон Ринго) до психоделических философских аллегорий в духе гностицизма (Филип Дик). Понятно, что и Фостер не смог пройти мимо такой благодатной темы.
Трилогия «Проклятые» рассказывает именно об «первом контакте» и «войне первого контакта». Однако с несколько неожиданной точки зрения, и тут надо отдать Фостеру должное — он сумел нащупать поистине оригинальную концепцию. Оказывается, в Галактике вовсю полыхает война, куда вовлечены множество цивилизаций, и «коалиция свободных» безнадежно проигрывает войну империи амплитуров, власть которых строится на телепатическом управлении подчиненными. Главная проблема - это что почти все разумные виды в Галактике почти начисто лишены агрессивности, и у большинства из них даже попытка представить себе насильственные действия по отношению к иному разумному существу вызывает психический коллапс.
И вот — следите за руками! - Фостер лихо выхватывает из рукава припрятанного там даже не туза, а джокера: люди, всю свою сознательную историю главным образом развлекавшиеся массовыми убийствами себе подобных, оказываются идеальными «янычарами» для борьбы с ужасными амплитурами (которые на самом деле-то сталкиваются с тем же проблемами, но решают их путем телепатического контроля за своими армиями). Напрямую с правительствами ужасных агрессивных людей, пришельцы, конечно, контактировать ужасно боятся и начинают вербовать солдат «втихую», из кого попало, поскольку по галактическим меркам даже бабуля с садовой тяпкой что твой элитный десантник.
Кстати, невзирая на то, что трилогию наши издатели, физиологически зависимые от деления на жанры всего и вся, постоянно запихивают в раздел «боевики», это никаким боком не не боевик. Ну хорошо, немножко одним бочком — боевые сцены в книге все-таки есть (хотя в процентном отношении их очень мало). Куда больше философии, политики и тому подобного. Ну и романтики, конечно, куда ж без нее-то. К сожалению, Фостер, похоже, не принадлежит к тем авторам, которые с маниакальной педантичностью относятся к сбору материала, поскольку его рассуждения о причинах якобы «алогично высокого» уровня агрессии у homo sapiens вызывают разве что сочувственную улыбку и желание похлопать по плечу, мол, ну ничего, не расстраивайся, еще подучишься… Цикл написан в начале девяностых — уже сорок лет как опубликованы работы Лоренца, антропология и этология на взлете, проблема агрессии уже давно не проблема. Хотя кто знает, может, Фостер умышленно одарил своих «продвинутые» цивилизации столь вопиющей наивностью в этих вопросах, только зачем?
Но тем не менее, трилогия у него получилась хорошая — динамичная, захватывающая и не без интриги (хотя в некоторых местах повороты сюжета угадывались чересчур легко). Хорошее чтение для тех, кто еще не «подсел» на необходимость постоянно увеличивать дозу «экшна», но и не хочет погружаться в медитативные глубины метафизических рассуждений и теорий. В качестве моей личной вишенки на торте — очень понравились звучные и красочные названия рас: амплитуры, массудаи, ашреганы, вейсы. И пусть попытки описать психологию неземных существ земными терминами, как практически и всех писателей, окончились трогательным провалом, по крайней мере Фостер не попытался компенсировать это какими-нибудь непроизносимыми «тррк’ тъятсс», чем частенько грешат фантасты, дабы придать повествованию «экзотический», по их мнению, антураж.
В общем, трилогию «Проклятые», а именно:
1.Призыв к оружию
2. Фальшивое зеркало
3. Военные трофеи
Можно безусловно отнести к числу литературных удач Алана Дина Фостера, и, главное — читать!
Другие статьи о контактах и войнах с пришельцами:
"Гимн перед битвой" Джона Ринго - бесконечные патроны против бесконечных орд