Два раза в году у меня есть посты на одну и ту же тему. Как дань высшим силам, которые меня тогда спасли. Два дополнительных дня рождения: день, когда нас не расстреляли, а "просто" взяли в плен и день, когда я добыла себе снова свободу. Сама Просто взяла и смылась.
Предыдущие посты тут и тут.
За меня просили 50 миллионов долларов. У всех просили. Не хухры, да.
Сегодня хочу немного рассказать о том, какая ситуация была в Сирии тогда. Это период с осени 2012 по весну 2013. А то одни не помнят, другие и не знали.
В 2011 году (весной) когда все только начиналось, в основном, все было спокойно. У бандитов практически не было оружия (смотреть и читать тут), но уже в апреле начались всякие дерзкие и гнусные нападения на людей, о которых потом долго гудела вся страна. Начались они после того, как небезызвестный Джефри Фельдман на встрече с сирийской "оппозицией" в Стамбуле дал прямое указание: начать такого типа террор. И чем страшнее преступления, тем, мол, круче: люди будут это обсуждать и бояться, будут себя накручивать. Я пишу книгу про события первых полутора лет (вру - ленюсь писать и жду, когда привезут более мощный ноут из Москвы), там будут подробности, день за днем, хроника.
Много было похищений (вместе со мной на трассе было украдено еще несколько человек), или ради денег, или просто убивали того, кто занимал проправительственную позицию, охотились на людей. Полиция в Хомсе, где ситуация была самой серьезной (рядом граница, оттуда начали тащить оружие) официально просила людей не открывать никому двери, особенно, если представляются сотрудниками силовых ведомств. Обстрелы транспорта из зарослей. Пятничные теракты. Мрак.
Это было страшнее, чем открытые военные действия. Потому что невозможно было угадать, кто рядом с тобой - нормальный человек, или вражина. Такая ситуация могла продолжаться бесконечно долго. Если бы бандитам не помог Кофи Аннан с очередным провальным планом. Одним из пунктов которого был вывод сирийской армии из населенных пунктов. Мы тогда еще говорили, что этого нельзя делать. Но Сирии начали угрожать "гуманитарными демократическими бомбардировками". Войска вывели к 10 апреля (2012). Их место молниеносно и заняли бандиты. Выбивать которых приходится в некоторых местах до сих пор.
В один из образовавшихся анклавов меня и увезли. 153 дня голода, холода, тягостного безделья. Все это подробно описано в моей книге (осталось пара десятков штук, тираж кончается, кому надо - пишите).
В итоге, я взяла и смылась. Рано утром. Ровно восемь лет тому назад.
Потом, когда уже приехала в Москву, Коц и Стешин делали со мной программу на КП. Мой другой коллега Шахиджанян там делал это фото и еще кучу других, но когда спохватились, мол, хорошие ж фотки, надо заиметь, оказалось, что у него уже нет исходников, и все уже в редакции, не достать. Токмо за деньги. Жаль.
И еще была поездка в Киев, пресс-конференция в "Интерфаксе" и встреча с ребятами из тамошнего сирийского землячества.
Москва, прессуха в РИА-новости. Куча интервью, несколько документальных фильмов.
Потом была конференция Всемирного совета мира в Турции. Меня узнавали, со мной бесконечно много фотографировались. В самой Сирии люди буквально кидались на шею, говорили о том, как за меня переживали. Как можно было оставить их наедине с постигшей страну бедой? Я ни на секунду не думала о том, чтобы уехать. Я осталась.
...Кажется, все это было чуть ли не вчера. Но за эти годы не стало большинства тех, кто держал меня в плену (я тут про них рассказывала). За это время бандитизму фактически переломан хребет и освобождено много ранее захваченных территорий. За эти годы окреп и потом почти издох ИГИЛ в Сирии. И события 2011-2013 стали историей...