Упражнения для развития фонематического слуха дают:
- в качестве теста при сенсорной алалии и нарушениях фонематического слуха;
- для развития этого самого фонематического слуха, если он плохой;
- для подготовки к школе, в качестве профилактики нарушений при чтении и письме.
0. "Хлопни, если услышишь ...". Игра для "начинающих" от 3,5 лет на проверку фонематического слуха у детей, укрепляет слуховое внимание.
Скажите ребенку: "Хлопни, если слышишь (название звука)" . Для начала лучше выбирать гласные.
Начинайте называть звуки в произвольной последовательности: п, р, с, ф, А, м, у, е А...
Ребенок должен хлопнуть в нужном месте. Завершите игру многократным повторением нужного звука, чтобы ребенок часто похлопал.
Игры ниже подходят для дошкольников, которых мы готовим к чтению и письму. Рекомендуются детям не младше 4-5 лет.
1. На какую букву... Берем буквы в любом виде: на карточках, лото, или вот такие, как у меня. Находим в доме предметы, которые начинаются на эти буквы. Предлагаем ребенку разложить предметы по буквам, четко проговаривая первую букву в слове:
- В-вилка, на какую букву кладем?
2. "Города". Эту игру знают все, но играть мы в нее будем с визуальной подсказкой:
Нужно построить цепочку, где каждое следующее слово начинается на ту букву, на которое заканчивается предыдущее, когда говорим слова делаем акцент на последней букве:
- Вот слово таЗ, последняя буква какая? Правильно, З. Ищи слово на букву "З". Правильно: заяЦ. Теперь ищи слово на букву ц...
Подсказка: если ребенок не понимает задания (а с моим сыном все так и было), можно делать задание вместе с ним, попутно подписывая нужные слова и подчеркивая буквы. Через некоторое время подсказка будет уже не нужна.
У меня на картинке получилась цепочка: "Таз-заяц-цветок-капуста-ананас-слон-нитки".
Я предпочитаю фотошоп, но вы можете использовать ворд или просто найти походящие карточки и разложить их на столе.
3. Похлопай. Нужно хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов. Разбираем на примерах, отделяя слоги:
- Вот слово кош-ка. Говорим: "кош"-хлопаем и говорим: "один", говорим "ка"-хлопаем, говорим "два". В слове два слога.
Совет: проверьте разбиение слов на слоги через интернет, чтобы не путать себя и ребенка.
Т.к. к нам эти игры пришли не поздно, не рано, а в момент созревания соответствующих участков мозга, сын ими увлекся вариантами 1 и 3. Он часто играет в них вне занятий сам с собой или с мамой. Фонематический слух у него кстати неплохой, но пока трудно правильно считать слоги, т.к. есть проблемы с вниманием.