Найти тему

Вам надо это знать: что такое СМАК и зачем он нужен?

Оглавление

СМАК, то есть сравнительный метод анализа, известен среди агентов недвижимости так же хорошо, как одноимённая передача среди телезрителей. Почему про СМАК надо знать всем покупателям и продавцам недвижимости, чем он может быть полезен и как его применять, рассказал агент офиса Vysotsky Estate в Тушино Алексей Скуратов.

ЭТО волнует всех

Какой главный вопрос встаёт перед продавцом или покупателем недвижимости? Уверен, что краеугольный камень для большинства — ответ на вопрос «Сколько стоит квартира?» Для продавца вопрос имеет свой оттенок, а именно — «Сколько я могу получить?» и «Как бы не продешевить?» А по другую сторону «баррикад» покупатель переживает, как бы не заплатить лишнего и найти самое выгодное предложение.

Все хотят купить дешевле и продать дороже.

Это аксиома. И тут важно не поддаваться эмоциям, чтобы не совершить стандартные ошибки. Первая и главная ошибка — смотреть только ценники на рекламных площадках.

Давайте разберём оба варианта: и покупку, и продажу.

СМАК для продавца

Почти все продавцы смотрят на соседей. Каждый считает, что его квартира лучше, а потому и цену он ставит выше, чем у соседа. Но в итоге, потеряв время, продавцы опускаются до рыночной цены. На иллюстрации — типичный пример из моей рабочей папки (люблю его за наглядность).

Данные из базы  агрегатора Winner (w7.baza-winner.ru). Жёлтым выделена стартовая рекламная цена и дата выхода в рекламу, а розовым — последняя рекламная цена.
Данные из базы агрегатора Winner (w7.baza-winner.ru). Жёлтым выделена стартовая рекламная цена и дата выхода в рекламу, а розовым — последняя рекламная цена.

Другая частая ситуация, когда в самом начале продажи приходит покупатель и делает хорошее предложение, но продавец, думая, что это мало, отказывается (не понимая реальной картины по ценам). А потом он долгое время ждёт хотя бы ещё одно похожее предложение. Я знаю случаи, когда покупатели отказывались от первого предложения в 13.200.000 рублей, а через полтора года соглашались уже на 10.700.000.

СМАК для покупателя

Покупатели часто идут на поводу у эмоций, слушают советы знакомых, не имеющих опыта работы с недвижимостью, а иногда их подгоняет жизненная ситуация (а спешка к хорошему никогда не приводит). Бывает, при переезде в другой район или город покупатели только приблизительно представляют цену квартир в конкретном доме. И часто потом я вижу грустные последствия. Вот совсем свежая история из практики:

- Помогите нам продать квартиру. Мы покупали её за 9.000.000 рублей три года назад и ожидали, что она вырастет в цене. Но нам больше 8.500.000 не предлагают. Почему?
- Не хочу вас расстраивать, но три года назад ценник на аналогичные квартиры в вашей локации был не выше 8.000.000.
- Да, мы уже поняли. Что же теперь делать?

Как узнать реальную цену?

Лучше всех разницу между рекламной и продажной ценой понимают те, кто и продаёт, и сразу подбирает квартиру взамен — они в этой ситуации участвуют с двух сторон: и как покупатель, и как продавец. Агенту ещё проще: он ежедневно продаёт и покупает, и к тому же морально не «привязан» к объекту.

Что же делать? Ясно, что нужен инструмент, который позволит разбираться в ценах.

Для оценки недвижимости хорошо подходит сочетание сравнительного и расходного методов анализа.

При достаточной выборке (то есть это не один и не два объекта) СМАК будет, пожалуй, самым точным способом определения цены в моменте.

Нужно взять несколько объектов и сравнить их по основным параметрам, которые более других влияют на ценник, и учесть нюансы, которые могут потребовать дополнительных расходов. Эту информацию нужно собрать по квартирам конкурентов в продаже и по проданным и снятым с продажи (конечно же, с выяснением причины). Собирается она как из открытых источников, так и из собственных наработок по району. Тут пригодится знание домов, контингента, динамики сделок по годам, особенностей района, почему тот или иной комплекс пользуется спросом, а другой нет и т.д.

Аналитика — это не только «глянуть сайты», но и знать, что там смотреть и как пользоваться информацией, чтобы сформировать логически обоснованные выводы.

Учтите, что аналитику необходимо проводить несколько раз: перед началом процесса, непосредственно перед стартом, во время продажи или покупки для корректировки и перед принятием аванса, поскольку цена — вещь очень нестабильная и даже за короткий промежуток времени может поменяться.

Почему СМАК так важен?

Очевидно, что только рынок даёт окончательный ответ на вопрос «Сколько стоит квартира?» Но от того, как близко к реальной стоимости вы начнёте продажу, зависит насколько быстро и выгодно в итоге осуществится сделка. Тогда не придётся «болтаться» на рынке впустую, теряя личное время, которого в современном ритме жизни всегда не хватает.

Надо понимать, что аналитика — не последняя «инстанция». Можно обоснованно предполагать, но это только старт, а финиш нам обозначит отклик рынка после грамотно проведённого маркетинга и итоговых переговоров. Но без первой отправной точки эти пункты могут долго не пригодиться. Так квартиры зависают в рекламе на месяца и даже годы, и при продаже недополучаются деньги, а при покупке переплачиваются миллионы.

Делаем выводы

Помните: аналитика нуждается в актуализации на каждом этапе продажи.

Аналитика позволяет:

  • сократить срок продажи и время определения рыночной цены;
  • гарантировано продать или купить объект по лучшей цене;
  • ускорить время принятия решения при полученном предложении и не потерять его;
  • иметь чёткую точку отсчёта при переговорах по цене как при продаже, так и при покупке, что помогает держаться увереннее и аргументировано отстаивать свою цену;
  • после сделки спать спокойно с осознанием, что сделал всё правильно, а не просто ткнул пальцем в небо, определяя цену объекта.

Понравилась статья — ставьте лайк.

Есть что добавить — пишите комментарии.

Хотите получить консультацию Алексея Скуратова по поводу оценки недвижимости?

Звоните: +7 (926) 341-19-44