На протяжении столетий ковроделие было для азербайджанцев необходимостью и досугом. Ткачи работали в каждом доме, а девушку, не умевшую ткать, не взяли бы замуж: семья бы разорилась на покупке ковров.
Ковров действительно нужно было много: чтобы постелить на пол и повесить на стену, чтобы сшить одежду для себя и попону для лошади, чтобы дать приданое дочери, отдать налоги или выплатить дань (правители всех времен с удовольствием брали налоги коврами).
Когда хотели преподнести богатый подарок, тоже дарили ковер. У султанов и шахов были ковровые мастерские и ковровые сокровищницы. А подчас в перерывах между завоеваниями они сами медитировали перед ткацким станком, как делал это шах Аббас, прозванный Великим.
Количество не могло не перейти в качество. Арабские историки как необыкновенную диковинку описывали ковры, тканные золотыми и серебряными нитями и украшенные драгоценными камнями. Английские путешественники восхищались качеством ковровых красителей, бывших в ходу у азербайджанских ткачей. А европейские художники разных эпох «украшали» азербайджанскими коврами свои картины.
Первыми коврами были паласы – их до сих пор можно встретить на азербайджанском базаре. Они отличаются незамысловатым узором в виде горизонтальных полос и простой техникой исполнения: такой ковер можно было соткать на самом примитивном станке.
Четыре прута, вбитых в землю и соединенных попарно короткими палками, – вот и весь ткацкий станок, таким он изображен на древних рельефах. Нити основы брались одноцветные, нити утка (поперечные) были цветными. Так получался полосатый ковер.
Паласы были распространены настолько, что в тяжелые времена часто заменяли людям одежду. Отсюда возникла пословица «укутайся в палас», означающая «будь ближе к народу».
За паласами появились дженджимы – полоски у них были уже не поперечными, как у паласов, а продольными. Вслед за ними – килимы с простыми и нарядными узорами, и потом уже настоящие шедевры безворсового ткачества: похожие на вышитую ткань зили, верни – лохматые с изнаночной стороны, чтобы ступать было тепло, шадда – ковры-шахматы, сумахи со сложным орнаментом.
Появление ворсовых ковров связывают с изобретением ножниц: ворсовые ковры так и называли – «мигрази» или «гайчи», коврами-«ножницами»; ворс получался после обрезания ниток, завязанных узлом.
В настоящее время азербайджанские ковры делятся на семь школ: губинскую, газахскую, бакинскую, ширванскую, гянджинскую, карабахскую и тебризскую. У каждой своя цветовая гамма, плотность и рисунок.
Открытки из коллекции Эмина Мамедли
Журнал "Баку"