Почему томатный сок в самолете лучше апельсинового? Действительно ли полет на высоте 10 000 метров — самый безопасный способ путешествовать? А правда, что над Северным полюсом отключается навигация, да и вообще ничего не работает?
Поговорим о самых распространенных заблуждениях об авиаперелетах и развеем мифы.
1. Пилоты избегают пролетов над Бермудским треугольником
Миф. Бермудский треугольник, вопреки устоявшемуся мнению, достаточно большая территория в северной части Карибского моря. Этот район, во многом благодаря своему названию, стал главной сценой в десятках мистических историй. Здесь при загадочных невыясненных обстоятельствах на протяжении веков постоянно «исчезали» корабли и самолеты. Это привело к попыткам объяснить «явление» самыми разными, порой, невероятными причинами: дескать, корабли похищали инопланетяне.
Но факт остается фактом: несмотря на все предрассудки, самолеты летали, летают и будут летать прямо над Бермудским треугольником.
2. Кондиционеры в самолетах распространяют миллиарды микробов по всему салону
Миф. Системы кондиционирования воздуха в самолете всегда работают на пределе.
Из-за экстремальных внешних условий они вынуждены регулировать не только температуру на борту, но и давление, и влажность. При этом часть отработанного воздуха выталкивается наружу и заменяется свежим с улицы, а часть продолжает рециркулировать, пройдя через фильтры.
Эти высокоэффективные воздушные фильтры ко всему прочему собирают бактерии, вирусы, частицы пыли, и даже отдельные молекулы запаха с одежды курильщиков. Но что они точно не делают — это не распространяют микробы по салону.
Воздух в салоне на самом деле куда чище, чем тот, которым мы «безопасно» дышим в торговом центре или кинотеатре.
А вот в кабине пилотов действительно собственная, отдельная от пассажирской, система воздуховодов и фильтрации. Если даже в салоне возникнет задымление, у летчиков сохранятся приемлемые условия для безопасного управления самолетом.
3. Пилоту и второму пилоту не разрешают есть одни и те же блюда
Факт. Однако на самом деле это не официальное правило.
Действительно, многие авиакомпании рекомендуют командиру корабля и второму пилоту не употреблять одну и ту же пищу. Хотя бы для того, чтобы избежать ситуаций, когда оба человека в кабине одновременно отравились.
Распределив между членами экипажа «курицу или рыбу», руководство перевозчика фактически получает гарантию, что, по крайней мере, один профессионал будет способен и дальше управлять самолетом, летящим со скоростью 900 км/ч.
Другие авиаперевозчики выбирают другую тактику в вопросах еды — по инструкции летчики обедают в разное время.
4. В самолетах не предусмотрена установка ряда под номером 13
Факт. Действительно, Austrian Airlines, Lufthansa и большинство других перевозчиков из стран, где «чертова дюжина» является нехорошей приметой, не маркируют ряды тринадцатым номером. Чтобы не волновать особо чувствительных пассажиров.
5. Полеты с запада на восток проходят с более высокой скоростью
Факт. Это происходит из-за явления, известного как «Высотное струйное течение». Это очень сильные потоки ветра в верхней тропосфере или нижней стратосфере. Их скорость — от 200 до 500 км/ч.
Земля вращается с запада на восток, поэтому при движении самолета в этом же направлении, он использует силу ветра для ускорения. Естественно предположить, что в противоположном направлении скорость на той же высоте снижается.
6. Полет на самолете — самый безопасный способ путешествовать
Миф. Самолеты находятся в верхней части рейтинга безопасности. Но отнюдь не возглавляют его.
Номером один, и это не шутка, является лифт. Правда он вряд ли сможет доставить вас в те места на планете, куда это запросто сделает самолет.
7. Томатный сок на борту самолета вкуснее
Факт. Исследователи из Института Фраунгофера еще 10 лет назад обнаружили, что вкус томатного сока в самолете «выглядит» не так, как на земле. Он кажется слаще, и в нем гораздо больше помидоров.
Секрет прост: более низкое давление воздуха на высоте 10 000 метров и влияет на наши ощущения.
Заметим, что вплоть до эпохи глобальной оптимизации в авиакомпаниях томатный сок на протяжении десятилетий оставался самым популярным напитком после воды.
Кстати, в случае с апельсиновым соком такой метаморфозы не происходит.
8. Рейсы с востока на запад вызывают меньшее расстройство суточного биоритма — Jet lag
Факт. При дальних перелетах в восточном направлении наш день становится короче, поэтому мы «теряем время».
Внутренние часы организма требуют срочной перенастройки, обнуляются, что и вызывает сбой суточного биоритма.
Путешествие на запад для организма проще: в этом случае мы получаем «дополнительное время», и нашим часам нужно лишь немного замедлиться. Насколько хорошо человек справится с временным Jet lagом, зависит от того, к какому хронотипу он относится: совам легче путешествовать на запад, а жаворонки лучше переносят полет на восток.
9. В течение трёхчасового полета тело теряет 1,5 литра воды
Факт. Как правило, в полете, просто сидя в кресле, мы теряем примерно такое же количество жидкости, как при занятиях бегом на земле.
С одной лишь разницей: в самолете жидкость уходит не через пот, а через дыхание.
Погода также влияет на наш водно-солевой баланс. Точно так же, как и на земле, мы теряем гораздо больше жидкости в жаркий сухой день, нежели в осеннюю промозглятину.
Пейте побольше воды и не беспокойтесь о том, что вам придется часто ходить в туалет! Движение полезно, особенно на дальних авиарейсах.
10. Мобильные телефоны способны навредить бортовой электронике самолета
Миф. На протяжении многих лет мы привыкли думать именно так.
Однако сегодня доподлинно известно, что мобильные телефоны, смартфоны и другие устройства не влияют на работу бортовой электроники. С середины 2014 года Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) разрешило использование беспроводных устройств на борту.
При этом некоторые авиакомпании действительно запрещают делать телефонные звонки. Но запрет обусловлен не техническими причинами, а только для того, чтобы не нервировать других пассажиров.
__________________________________________