Кстати, про отметки. Чем же они так плохи, что в первом классе их запретили ставить.
Они действительно не просто не нужны, а вредны и способны сломать детскую психику и надолго, если не навсегда отвратить ребенка от учебы.
Не все учителя и родители к сожалению это понимают.
Так что же происходит? Ребенок выполнил правильно задание. И ему ставят «5». Радуются вместе с ним, хвалят его, какой он молодец. Он же «5» получил! И ребенок понимает, что очень важно, самое главное, это учиться на «5». Не знания, ни его развитие не важны. Важны пятерки. Он правда не знает, почему они так важны. Но раз взрослые говорят – он будет очень и очень стараться. И старается. Очень старается. Он хочет учиться на одни пятерки.
И казалось бы – отлично! Именно это и надо. Но вот тут-то и наступает страшная сказка.
Во-первых. Большинство детей не могут всегда по всем предметам и по всем заданиям получать пятерки. А уж дошкольники – тем более. При получении даже четверки (не говоря уже о тройке и двойке), ребенок начинает переживать, расстраиваться и кто-то даже плакать. Он очень хочет пятерку. Выпрашивает ее у мамы. Он кстати, не очень понимает связи между результатом его работы и отметкой. Это взрослому очевидно, что ребенок написал каракули. А дошкольник – для которого характерной возрастной особенностью, нормой, является завышенная самооценка, - считает, что он то все сделал отлично-идеально. Ну и что, что тут дотер до дырки, ну и что, что размазал пасту в трех местах, а буква «я» превратилась в огромный ком колечек. Он то уверен, что сделал все отлично. И простое неполучение пятерки (иже с ней звездочки, солнышка, смайлика и все что ее заменяет), навевает на него грусть.
И тут возможно несколько вариантов развития событий. В первом случае, ребенок начинает усиленно стараться. Ребенок растет послушным и ответственным, стремится сделать все на «отлично», прилагает все силы чтобы достичь заветной целит – пятерки. И вы думаете, это хорошо? Отнюдь. Именно у этих детей в дальнейшем часто развиваются неврозы, нервные тики, заикания, тревожность, вплоть до истерик. Именно эти дети падают в обмороки на экзаменах, ЕГЭ, деревенеют при проверках. И потом ищут спокойную работу, т.к. для них все достижения связаны со страхом и тревогой. И вместо того, чтобы раскрывать свой потенциал, они ищут того спокойствия, которого у них не было в детстве.
Если ребенок способный и физически сильный, и тянет программу, у него часто формируется т.н. «синдром отличника» - стремление все и всегда делать «на отлично». И школу на отлично. И работу на отлично (даже до сердечного приступа на работе). И отношения на отлично. И стать женой (мужем) на отлично. И стать хозяйкой и матерью (отцом) на отлично. И вроде бы все хорошо. Но партнер тоже должен быть идеальным. И дети должны быть идеальными. И в доме не должно быть ни единой пылинки (даже если ребенок). А если нет, их уничтожат придирками, требованиями и пр. Да-да, вот что закладывает простая ориентация на одни пятерки в дошкольном и младшем школьном возрасте.
А если ребенок не может по каким-то причинам получать пятерки? И не всегда по нежеланию и лени. Чаще из-за некоторых отклонений, нарушений, которые родителям, а часто – и учителям, неочевидны. А может, просто ребенок еще не созрел. Вместо того, чтобы выяснить эту причину, учителя ставят двойки. Родители морально давят. А сами дети очень расстраиваются. Они видят, что всех хвалят за пятерки.
И тогда... Неврозы, грызет ногти, болит по утрам голова. В подростковом возрасте плохая компания, алкоголь, суицидальное поведение.
Истерики, психи, отказ ходить в школу. Швыряние пенала, тетрадей. В подростковом возрасте игнорирование учебы.
Драки, обзывания. В подростковом возрасте самый отъявленный хулиган.
Потому что надо не двойки в первом классе ставить, а выяснять причину: почему у ребенка не получается. И корректировать ее. И здесь оценки вредят!
Как же правильно поступать?
Давно уже на этот вопрос ответили психологи. И внедряют свои знания в школе.
Ребенка нужно учить самого оценивать свою работу.
(на примере прописей)
1) как думаешь, какая буква у тебя получилась лучше всего? Почему?
2) как думаешь, какая буква у тебя получилась хуже всего? Почему?
3) Как думаешь, что надо делать в следующий раз, чтобы получилось лучше?
4) если бы ты был учителем, ты бы какую оценку за работу поставил? Почему?
А вы как относитесь к оценкам?
Инстаграм: https://www.instagram.com/psihologorenburg/