Привет всем из Бурятии 👋
Встретил в Забайкалье в Бурятии наш балтийский янтарь. Оказывается, у семейских староверов янтарь давно в большом почёте. Женщины передавали такие бусы из поколения в поколение. Бусы довольно крупные.
Культура семейских староверов сохраняется неизменной столетия. Песни, костюмы и.. наш янтарь.
Не каждое путешествие одинаково хорошо заканчивается, но вот поездка в Бурятию очень приятная была. В республике удивительно приятные, открытые, добрые люди. Широта сибирской души, которая греет всё вокруг, как очистительный костёр Дугжууба.
Русские и буряты, кстати, здесь очень похожи характерами. Спаялись в одно. Смешанные браки - не редкость.
Религиозность у многих весьма своеобразная. Иногда человек к буддийским ламам идёт, потом в православную церковь, а позже может и к шаману обратиться. Это, конечно, очень номинальная религиозность.
Но есть и очень убежденные. Ректор буддийского Университета Дымбрыл Дашибалданов рассказывал мне, что многие русские искренне принимают буддизм, и вот эти неофиты ламам особенно нравятся, они самые убежденные.
В среде староверов много очень религиозных людей. Вообще, в Бурятии самая большая староверческая община в мире - четверть миллиона человек. Примерно.
Был на частном производстве мебели. Здесь как раз делали кресло для шамана, расписали его свастичными рисунками и всякими другими традиционными узорами.
Шаманы не живут в городе, но благами цивилизации вполне себе пользуются, в том числе и хорошую мебель заказывают. Удивили цены, в Бурятии из массива дерева можно заказать мебель по такой цене, что в Калининграде за эти деньги только что-нибудь из ДВП сколотят.
Да и на еду цены в ресторанах даже весьма приятные. А кормят сытно, буузы и разнообразное мясо. Традиционная бурятская еда очень мясная и жирная. Не диетическая, но вкууусно.
Унты здесь носят почти все. Шикарные сапоги из оленя. Хотел жене купить, но отсоветовали. Потому что каждую пару по ноге надо подгонять, нельзя просто по размеру взять.
У староверов в посёлке Тарбагатай и унты и буузы и щи русские. Эти староверы с запада Российской Империи сюда перебирались. Здесь же коллекция самоваров и крупные бусы из балтийского янтаря, привезённые 200 лет назад. Сохраняется всё. И поют красиво.
А про Тарбагатай ещё Некрасов писал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошёл —
Едут туда комиссары,
Глядь — уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из тёмного бора,
Рыбой из вольной реки.
Вновь через год побывали,
Новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли..
X
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!..
XI
Подати платят до срока,
Только ты им не мешай».
— «Где ж та деревня?» — «Далёко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом…
Так-то, голубчик ты мой,
Ты ещё в возрасте малом,
Вспомнишь, как будешь большой…»
Так откуда у староверов янтарь? Оказывается, с самого основания Руси янтарь был основным женским украшением. Связи Руси и Пруссии изначально крепкими были. Эти традиции староверы и принесли с собой. Настолько к янтарю прикипели, что раньше через всю страну везли в Забайкалье солнечный камень, торговцев в Пруссию засылали.
Сейчас в Калининграде, кстати, выставлен женский костюм семейских староверов, как пример подчеркнуто уважительного отношения к янтарю.