Ритейл и агрегаторы в лице логистов в будущем могут поменяться местами. Ритейл будет подвозить, а агрегаторы продавать и забирать у ритейлера львиную долю дохода. Разбираем кейс и потенциальный сценарий.
15 апреля я буду вести деловую программу на самой большой выставке «Продэкспо» более 120 ритейл сетей принимают в ней участие, если вам интересно рассказать о своём решении пишите сюда
Интересный кейс нашёл в Америке. Он из ресторанной области, но, ох, как может быть интересно применён в ритейле. Итак, в чём там дело.
Доставщик еды из ресторанов аналог наших Яндекс.Еда, Delivery Club и т.п., который работает в на американском рынке с 40 тысячами ресторанов решил сделать свои бренды некоторых блюд, которые будут приготавливаться на тех же кухнях, тех же ресторанов, откуда они возят еду, но в случае своих фирменных блюд они будут брать комиссию не 12% за доставку, как обычно, а все 60 – 70%. По сути, они превращают рестораны в dark -kitchen для готовки своих блюд. Но кто готов платить такую конскую комиссию?
Что здесь интересного и почему они рассчитывают на такую комиссию? В чём их ценность?
Компания-доставщик обладает невероятной базой данных о потребителях напомню, что они возят из 40 тысяч ресторанов. Они знают о потребители в каждом районе больше, чем каждый ресторан в отдельности. Они знают не только, что они купили, но что даже искали потребители. Благодаря инструментам искусственного интеллекта им удалось составить для каждой кухни идеальную рецептуру, которая будет востребована в этом районе, плюс маркетинг, который недоступен одиночному и даже сетевому ресторану, через своё приложение.
Хотя бренды доставщика конкурируют с брендами ресторанов и казалось бы, что рестораны при такой убийственной комиссии не воспримут идею с восторгом, но в действительности всё оказалось не так, 60-70% ресторанов согласились готовить фирменные блюда доставщика, посчитав это выгодным для себя делом.
Ну, а теперь вернёмся к ритейлу.
Сервисы доставки, маркетплейсы, агрегаторы обладают невероятным объёмом данных о потребительских предпочтениях. Благодаря таким данным эти сервисы смогут в будущем удовлетворить покупательские запросы более точно и более эффективно.
Всё чаще в США поговаривают о смене бизнес-модели Instacart (наш аналог это «Сбермаркет»), который сейчас доставляет продукты и товары из магазинов. Все в ожидании, когда он объявит, что сам станет ритейлером. Одни говорят, что это разрушит его бизнес, т.к. от Instacart отвернутся его партнёры-ритейлеры, увидев в нем прямого конкурента с огромной базой их клиентов, другие говорят, что это естественное развитие событий от технологии и сервиса для ритейла перейти в сам ритейл.
Отдавая доставку в чужие руки ритейлер, неминуемо теряет связь с покупателем и этими данными рано или поздно воспользуется доставщик. Обладая данными тысяч магазинов, логисты, агрегаторы, доставщики формируют условия для структурных изменений на рынке.
А что с ритейлером может произойти в этом случае?
Ритейлер может превратиться в компанию, которая неплохо ладит с производителями, которой доставщик будет давать задание какие продукты должны быть на складе и магазине ритейлера под брендом доставщика. По сути, всё продаст доставщик, а товаром эту цепочку обеспечит ритейлер, т.е. в дарк-сторы будет привозить ритейл, а оттуда уже увозить доставщик, а может затем доставщик предложит всё доставлять ритейлеру и ещё будет у него забирать львиную долю дохода. Вот так они и поменяются местами. Вся логистика будет на ритейлере, а ассортимент и продажи на доставщике.
Это, конечно, немного радикальный, провокационный сценарий, но он показывает, насколько сейчас нужно трепетно относиться к данным покупателей и технологиям, которые активно могут собирать и обрабатывать эти данные. А вы собираете и анализируете эти данные так как им уже анализируют в других каналах продаж?
В любом случае книга под названием food tech только пишется, а написано всего несколько глав, развязка и новые повороты в сюжетах ещё впереди.
И не забывайте о крупнейшей выставке «Продэкспо» 12-16 апреля в последний раз её посетили 68 тысяч специалистов и более 120 федеральных сетей. зарегистрироваться, чтобы рассказать по своё решение можно здесь
Рассказал он новых трендах независимый эксперт по инновациям в ритейле Агатов Борис