Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Краткая история КАМТЗ-ЕЛАЗа: от пропашных тракторов до автомобиля представительского класса.

Сегодня, 10 марта 2021 года, прошла информация, что в Елабуге выпущена пилотная партия российских автомобилей премиум-класса АУРУС СЕНАТ. Есть повод вспомнить, что на Елабужском автомобильном заводе выпускалось ранее. По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР под Елабугой во второй половине 1980-х годов должен был появиться завод пропашных тракторов с мощностью двигателя 150 л.с. Но в 1988 году этот проект был заморожен. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о передаче КАМТЗ в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР. КАМТЗ был переименован в Елабужский автомобильный завод. И на его площадях запланировали выпускать микролитражный автомобиль ОКА (проектная мощность к 1995 году – 900 000 машин в год). Прочтите интервью Шуваева Александра Ивановича – генерального директора ЕЛАЗа, опубликованное в газете «Камские Зори» от 19 августа 1988 года. Внизу материал из газеты «Советская Татария» от 19 октября 1988 года. В это время была безуспешная попытка выпускать

Сегодня, 10 марта 2021 года, прошла информация, что в Елабуге выпущена пилотная партия российских автомобилей премиум-класса АУРУС СЕНАТ.

Есть повод вспомнить, что на Елабужском автомобильном заводе выпускалось ранее.

По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР под Елабугой во второй половине 1980-х годов должен был появиться завод пропашных тракторов с мощностью двигателя 150 л.с.

Фотография из журнала «Советский Союз» №12 за 1986 год.
Фотография из журнала «Советский Союз» №12 за 1986 год.

Но в 1988 году этот проект был заморожен. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о передаче КАМТЗ в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР. КАМТЗ был переименован в Елабужский автомобильный завод. И на его площадях запланировали выпускать микролитражный автомобиль ОКА (проектная мощность к 1995 году – 900 000 машин в год). Прочтите интервью Шуваева Александра Ивановича – генерального директора ЕЛАЗа, опубликованное в газете «Камские Зори» от 19 августа 1988 года.

-2
-3
-4

Внизу материал из газеты «Советская Татария» от 19 октября 1988 года.

-5

В это время была безуспешная попытка выпускать в Елабуге внедорожники «Рейнджер-Автокам» (писал недавно об этом здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/nemnogo-o-sborke-legkovyh-avtomobilei-reindjeravtokam-6038ecbddfc3fd7dc25dc847 )

-6

В 1989 году в различных СМИ публиковались и озвучивались разнообразные инициативы по выпуску легковых автомобилей на ЕЛАЗе. Кто-то предлагал выпускать ОКУ, а кто-то ЕЛАЗ-1111М.

Внизу интервью с Пугиным Николаем Андреевичем – министром автомобильной промышленности СССР, опубликованное в газете «Известия» от 10 марта 1989 года. Именно он говорил о выпуске автомобиля ЕЛАЗ-1111М.

-7

А в газете «Советская Татария» от 10 октября 1992 года была даже показана модель автомобиля ЕЛАЗ-1121, уж очень похожая на ОКУ.

-8

В начале 1990-х годов на ЕЛАЗе также широко рекламировали соглашение с итальянской фирмой ФИАТ по выпуску легковых автомобилей.

Статья из газеты «Республика Татарстан»
Статья из газеты «Республика Татарстан»
-10

Потом говорили о слиянии с КАМАЗом, затем было подписано соглашение с ВАЗом, но всё это осталось на уровне предварительных переговоров.

В июле 1993 года газета «Казанские ведомости» сообщала о том, что «один из контрактов, особенно важный для республики, предусматривает создание совместного предприятия с ДЭУ по выпуску легковых автомобилей LEMANS и ESPERO, мощностью 200 000 машин на строящемся ЕЛАЗе». В подписанном в апреле 1993 года протоколе о намерениях был даже оговорен уставной капитал в размере 1 200 миллионов долларов. Но и этот проект не привел к чему-либо.

Была попытка совместно с французами собирать комбайны. Об этом говориться в заметке из газеты «Вести КАМАЗа» от 6 июня 1995 года.

-11

В середине 1990-х годов более успешно шли переговоры с американской фирмой ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС. Внизу статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 6 января 1996 года.

-12

В конце 1996 года после всех злоключений на ЕЛАЗе началась сборка опытной партии автомобилей Шевроле Блейзер по технологии «отвёрточной сборки». Это событие было обставлено с большой помпой. Приезжал даже Черномырдин Виктор Степанович – председатель Правительства РФ (1993-1998).

-13

Внизу статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 8 мая 1997 года, где рассказывается о планах по выпуску этих легковых автомобилей.

-14

Но и этот проект был свёрнут. В 2000 партнёрами ЕЛАЗа собирались стать шведские фирмы. Внизу материал из газеты «Вести КАМАЗа» от 20 мая 2000 года.

-15

Но и это ещё не всё. Известно, что в конце 2007 - начале 2008 года началась история компании СОЛЛЕРС, которая в Елабуге сначала пыталась выпускать легковые автомобили ФИАТ.

-16

-17
-18
-19

Потом, в период с 2012 по 2019 годы на территории ОЭЗ «Алабуга» выпускались автомобили ФОРД.

И вот, пришло время автомобилей представительского и высшего класса АУРУС.

© Артем Геодакян/ТАСС
© Артем Геодакян/ТАСС