Когда родился в 20 веке, живёшь в 21-м, когда твое православие без усердия, когда сама история христианства живет в тебе лишь "облегчёнными" библейскими переводами и знанием отдельных её вех, эти вехи воспринимаешь чем-то вроде легенд, сказаний и мифов, а не реальностью прошлого.
Когда оказываешься на Святой земле туристом и попадаешь в известнейшие библейские места туристом среди сонма таких же туристов, святость этих мест редко ощущаешь холодком по спине или горячей волной в сердце. Приехал, увидел, переоделся, окунулся, переоделся, загнали в сувенирный магазин, уехал.
Но когда живешь...
Однажды водитель-мусульманин привозит тебя к совершенно, по-твоему, христианскому месту, но там с него вдруг слетает все его привычное балагурство, в глазах появляется серьёзность и уважение, и он тебе говорит:
- Здесь жил ваш человек, христианин.
- Я знаю, прямо здесь, в башне.
- Здесь, этой дорогой, шёл пророк Мухаммед, саллаЛлаху алейхи ва саллям. Прямо здесь. Может, они встречались.
И вдруг история становится живой: ты оглядываешься вокруг и понимаешь, что видишь ровно то, что видел неведомый столпник, совершавший здесь свой подвиг аскезы 1400 лет назад. История становится живым чудом, ибо немного на земле мест, которые спустя четырнадцать веков выглядят так же, как во времена оны. А здесь не изменилось ничего: все те же равнины, все те же отары овец, все те же их хозяева бедуины. Разве не чудо?
Не нашла информации, не знаю, сохранился ли где в мире ещё хоть один такой рукотворный столп. Этот же, пережив не одно землетрясение, стоит на земле иорданской вдалеке от больших дорог и достопримечательностей.
Башня с основанием 3x3 и высотой 16 м, на фото выше окошко, через которое подвижнику передавали еду и воду — так пишут те, кто здесь бывал, блогер-священник в том числе. Но кто знает?
Первому и самому известному столпнику - Симеону - еду и воду, например, передавали наверх на верёвках. Да ведь и подвиг такого отшельника не в лазании по столбу вверх вниз без лестницы внутри и снаружи. Через то ли реальный вход, то ли пролом в стене столпа можно попробовать заглянуть вверх. Да, проход заложен камнями, но на былую лестницу нет и намека. Карабкался по выступам в стенах? А, может, так и жил наверху всегда...
Площадка на самом верху под вечным солнцем и вечными же ветрами этих мест. Вот там и стоял все время в молитве, оттуда проповедовал приходившим к нему людям здешний пустынник.
Имя неизвестно, многие сотни лет надёжно скрыли его от нас, но предположить, что паломников к нему было много, не трудно: рядом город, церквей в котором было сопоставимо с нашим Суздалем. Историки говорят, что этот город и родиться мог из-за притяжения людей к почитаемому человеку.
Впрочем, меня, наверное, поправят те, кто более сведущ в православии: здесь жил и пребывал в подвижничестве пустынник, затворник, а не столпник, так как такое название в христианской церкви давалось немногим. Сам же вид такого подвижничества был столь распространён, особенно в Сирии, что в VI и VII веках законом Византийской империи "столпники" были признаны за особое сословие в государстве.
Просуществовало "столпничество" на Востоке до 13-14 веков, когда оно сошло на нет после воцарения на землях Сирии и Палестины преследовавших христиан османов.
Для тех, кто захочет увидеть это место сам: ориентируйтесь на точку, известную как Ум-ар-Расас. Это если по карте, а если спрашивать дорогу, то произносите "Умрр-Сас", коротко и с четким ударением на "а", а то велик, могуч и чуден арабский язык...