Что такое хамец?
1. В дни праздника Песах запрещено употреблять в пищу и хранить квасное – хамец , а также использовать его для любой цели. В Торе заповедано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших. …Ничего заквашенного не ешьте» (Шм от 12:19-20).
Хамец – это продукты, приготовленные из заквашенного теста, которое замешано на муке одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы (полудикий сорт пшеницы), ржи и овса. Эти злаки отличаются тем, что при их соприкосновении с водой происходит процесс брожения (Псахим 35а). Так, например, пшеничная мука, смешенная с водой, начинает заквашиваться приблизительно через 18 минут.
2. К категории хамец гамур («абсолютный хамец ») относятся продукты, изготовленные на основе заквашенного теста: хлебобулочные изделия, пицца, макароны, пирожные, печенье, вафли, каши и блины. Это также некоторые напитки – например, пиво, водка, виски и т.п. (однако в Израиле водку изготовляют, как правило, без примеси хамеца ).
Хамец гамур можно встретить в самой неожиданной упаковке. Так, в Израиле и ряде других стран в течение всего года продается маца, изготовляемая без соблюдения законов Песаха, – это тоже хамец гамур .
К этой же категории относят также обжаренные семечки, при приготовлении которых применяют муку и воду, вступающие друг с другом в соприкосновение (р. Й. Зарицкий).
3. В пищу и для хранения запрещены также пищевые смеси, в состав которых входит хамец – даже в самой малой пропорции (Псахим 30а; Шулхан арух 442:1). Такие продукты называют тааровет хамец – «примесь хамеца ».
В эту категорию могут входить, например, порошки для приготовления супов, некоторые виды майонеза и уксуса.
Поскольку в наше время при изготовлении большинства пищевых продуктов используется множество исходных компонентов (и не все они указываются в списке на этикетке), необходимо, чтобы на продуктах, которые приобретают для Песаха, была надпись кашер ле-Песах («годится для Песаха») и печать авторитетного раввинского надзора, гарантирующая, что в этих продуктах нет примеси хамеца .
4. В категорию тааровет хамец входят также некоторые лекарства и витамины, особенно те из них, которые заключены в капсулы.
В израильских аптеках существуют компьютеризированные списки разрешённых в Песах лекарств. Кроме того, перед каждым Песахом выпускаются брошюры, включающие такой перечень.
Но даже если лекарство не входит в перечень или невозможно узнать, какие добавки оно содержит, все равно хронические больные, страдающие сердечной недостаточностью, гипертонией, сахарным диабетом и т.п., обязаны принимать прописанные им лекарства, так же как и на протяжении всего остального года. В ряде случаев больной может поискать замену принимаемому лекарству или спросить у врача, нельзя ли прервать прием на неделю. Но если замены нет, а врач запрещает прервать прием, то обязаны принимать (р. Й. Зарицкий). Однако при этом следует использовать вариант лекарства без вкусовых добавок (примеч. редактора).
Лекарства для уколов, лечебные свечи, глазные капли и различные мази разрешены для больных, даже если неизвестно, кошерны ли они для Песаха (р. Г. Циннер, Нитей Гавриэль ).
5. Запрещено кормить домашних животных и рыб продуктами, включающими хамец , и такой корм запрещено хранить. Поэтому перед пасхальной неделей необходимо приобрести особый корм, в котором нет даже примеси хамеца (Шулхан арух 442:1, 448:6).
6. Смеси, которые вообще не пригодны в пищу, разрешено хранить в Песах, даже если они включают в себя хамец (Шулхан арух 442:1, Мишна брура 5). Поэтому, например, разрешено хранить косметические средства, даже если они включают в себя небольшую долю хамеца (р. Й. Зарицкий от имени р. Ш. Вознера).
Китнийот
1. У евреев ашкеназских общин принято не употреблять в Песах также продукты, входящие в категорию «китнийот » (Рамо 453:1). К этой категории относят рис и бобовые (фасоль, горох), а также гречиху и кукурузу, из которых тоже изготовляют муку (Мишна брура 4). К китнийот относят также фисташки, семечки, арахис (земляные орехи), мак, хумус и сою (р. М.-М. Карп, Хаг а-Песах 12:9).
В наше время принято, что на продуктах, предназначенных для ашкеназских евреев в дни Песаха, указывают, что они не включают в себя китнийот . Обычно пишут ле-ло хашаш китнийот – «без подозрения на наличие китнийот ». Разумеется, такую надпись делают только на тех продуктах, аналоги которых в течение года, как правило, включают в себя различные примеси китнийот .
А если продукты включают запретные для ашкеназим компоненты, то делают предупреждающую надпись: ле-охлей китнийот бильвад – «только для тех, кто ест китнийот » (т.е. этот продукт разрешен в Песах только для сфарадим ).
2. Хотя китнийот запрещены для ашкеназских евреев в пищу, их разрешено хранить в доме, и избавляться от них не нужно (Рамо 553:1). Более того, в случае необходимости разрешено приготовить еду с китнийот для больного или ребенка. Но варить и подавать такую еду нужно в отдельном месте и в особых сосудах (Хаг а-Песах 12:7).
3. В большинстве сефардских общин китнийот употребляют в пищу, но предварительно тщательно проверяют, не примешался ли к ним хамец . Однако в некоторых сефардских общинах устрожают и не едят рис, а также некоторые другие китнийот (Хаг а-Песах 12:1).
Уборка в доме
1. Как уже упоминалось, запрещено, чтобы хамец находился в Песах в нашем владении. В Торе сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших»» (Шм от 12:19). И добавлено: «Не должен видеть ты квасного и не должен видеть закваску во всех твоих рубежах» (13:7). Эти два запрета Торы принято называть баль ираэ («не должен видеть») и баль имацэ («не должна находиться»). В земле Израиля эти запреты остаются в силе все семь дней праздника (а также в канун Песаха, после полудня), а за пределами святой земли – восемь дней праздника. Кроме того, в Торе заповедано: «А в предшествующий [празднику] день уничтожьте квасное из домов ваших» (там же 12:15).
2. Чтобы осуществить эти заповеди Торы, в дни, предшествующие празднику Песах, в доме проводят основательную уборку. Тщательно очищают все места, в которые хамец мог попасть в течение года.
В комнатах и местах, где уборка уже закончена, целесообразно поместить предупреждающую табличку, чтобы туда больше не вносили хамец , например, написать: Маком зэ кашер ле-Песах – «Это место подготовлено к Песаху».
Перестирывают одежду. Причем, ту одежду, которую собираются использовать в дни Песаха (и особенно детскую!), важно стирать с вывернутыми карманами и, конечно, с эффектным чистящим веществом (р. И. Гоэльман).
Первоочередное внимание при уборке уделяют посуде и кухне...