Недавно представители одного французского СМИ спрашивали экспатов вроде нас считаем ли мы себя уже марсельцами, и на чьей стороне мы в извечном Любишь Марсель/Ненавидишь Марсель. И я серьезно призадумалась.
Итак, ровно 3 года назад уволилась и уехала. Я - простая девочка из Купчино теперь живу в таком же простом Марселе, хотя и в центре, но без выпендрёжа и понтов. Приехали с мужем вдвоем, а теперь нас трое. И стадии адаптации пройдены: теперь уже обратный всё ещё желанный переезд вызывает напряжение.
И живём мы на берегу моря, но хотим домой в СПб, чтобы снова с деньгами было как раньше, чтобы вернуться в круг друзей и коллег русскоязычных, а сын мог получать хорошее образование.
И живём мы на берегу моря и хотим остаться, потому что и вроде бы тут на евро зарплату можно существовать (куда скромнее, но можно), чтобы наш сын продолжал гулять по берегу моря и не знал, как можно дольше про существование слякоти и серости. И, может быть, вырос с ощущением большей свободы при стремящемся к нолю уровне дошкольного образования.
Один мой знакомый, коренной петербуржец как и я, но с квартирой в золотом треугольнике, как-то сказал, что в свое время с девушками дальше Обводного канала не знакомился. Я, кстати, была первой его подругой из Купчино.
Но я рада, что нас занесло именно в Марсель, а не в какую-нибудь провансальскую деревню, от которых писают кипятком романтишные туристки или какую-нибудь более понтовую и забандиченную русскими локацию Лазурного берега.
Марсель во Франции никто не любит, его боятся.
Почти как и Купчино. И в этом его (и наша) сила - жить относительно неплохо в тех местах, на какие большинство презрительно фыркает.
Считаю ли я себя чуточку Marseillais? Конечно же, нет.