(Плач Иеремии 5:1-18)
Артем увидел объявление в газете. У него никогда не было новой машины. Он просто не мог поверить, что ежемесячные взносы могут быть такими маленькими. Поддавшись порыву, он пошел к дилеру, чтобы получить побольше информации. Новые машины выглядели даже лучше, чем он представлял себе. Он уселся в одну из них и поводил рукой по шикарному интерьеру. Он покрутил руль и потрогал разные приспособления, поднял капот, осмотрел двигатель.
Подошел продавец и спросил, не хочет ли он проехаться на этой машине. Артем признался, что не может позволить себе новую машину, пока не расплатится за старую, что произойдет только через год. Он просто пришел посмотреть.
Продавец знал, что сказать: “Возьмите и прокатитесь. Когда вернетесь, если она вам понравится, мы посмотрим, что можно сделать. Иногда мы можем даже выплатить долг за вашу старую машину и при этом плата за новую не изменится”.
Через тридцать минут Артем был на крючке. Сначала он убедил себя, что ему нужна эта машина. Затем, посмотрев на свою старую машину с несколькими царапинами, он решил, что ему просто необходима эта новая машина. Хотя бы разок ему надо узнать, что это такое - иметь новую машину. Разумеется, указанная в газете стоимость была базовой, без наценок. Когда подсчитали все наценки, Артем удивился, как подскочила цена.
Продавец сталкивался с такой ситуацией и прежде. “Позвольте мне объяснить вам мои дальнейшие действия, - сказал он. - Я выплачиваю долг за вашу старую машину и оставляю размер ваших ежемесячных взносов в течение трех лет на уровне сегодняшнего. После этого вы сможете переоформить кредит или выкупить машину, и она ваша”. Это звучало так просто и беспроблемно. Он мог иметь новую машину так же легко, как и водить свою старую.
Теперь же, три года спустя, Артем остался без работы. Его жена больна, и стопка медицинских счетов все растет. Он только что получил уведомление о том, что пришло время оплаты остатка стоимости машины. Он пришел в ужас, увидев, сколько еще осталось заплатить после трех лет исправных взносов. Ах, если бы только можно было вернуть свою старую машину и освободиться от долга!
День платежа неминуем! Когда приходят счета за мгновения импульсивных удовольствий, мы часто жалуемся наподобие Каина: “Наказание мое больше, чем снести можно” (Быт. 4:13). Мы часто поддаемся искушению согрешить точно так же, как это сделал Артем, поддавшись внезапному желанию купить машину, хотя и знал, что могут возникнуть сложности с выплатами. Если вдуматься, то единственное, что может дать нам греховный образ жизни, - это мгновенное удовольствие. Желание испытать сиюминутное удовольствие ослепляет нас, и мы не видим последствий. Когда мужчина нарушает обет, данный жене, и заводит интрижку с другой женщиной, он не думает о боли расставания, алиментах и о том, что своих детей он не сможет видеть каждый день. Он не думает о той боли, которую причиняет жене и детям. Он думает только о волнующем мгновении.
Некоторые пытаются убрать Бога из своей жизни, чтобы Он не беспокоил их, когда они ведут себя так, как им заблагорассудится. Они не думают о том, что произойдет, когда в их жизнь войдет беда, а Бога не будет, чтобы им помочь. Они думают только о сиюминутном плотском удовольствии. Основное различие между праведником и нечестивцем состоит в том, что один считает, что последствия его образа жизни когда-нибудь будут для него вознаграждением, а другой принимает непосредственные вознаграждения и игнорирует последствия, которые наступят позже. Человек, живущий одним мгновением, думает: “Вот если это случится, тогда я и буду переживать”. Но правильно говорить не “если”, а “когда”. Последствия неотвратимы. На бездумной жизни всегда висит ярлык с высокой ценой. День расплаты сводит на нет удовольствие такого образа жизни, к которому применим девиз “купи сейчас, а заплатишь позже”.
В Плач. 5 говорится о том, что произошло, когда такой день расплаты пришел для Иудеи. Долгие годы народ жил в свое удовольствие. И вот наступила пора платить по счетам. Какой накопился долг! Сколько нужно платить!
УТРАТА ДОБРОГО ИМЕНИ
“Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше” (5:1).
Бесчестье! Позор! Стыд! Самое тяжелое наказание для гордых - это позор. Люди сделают все, только чтобы избежать позора. Некоторые живут, все отрицая, потому что стыдно признать свои ошибки. Иные лгут, мошенничают, крадут и убивают, нагромождая зло на зло, чтобы покрыть свои грехи. Ничто из этого не облегчает их вину, а просто помогает им скрывать их дела от других, позволяя им высоко держать свою бесчестную голову. Однако Бог взыскивает всю цену сполна. От Него ничего не скроешь. Соломон сказал: “Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо” (Еккл. 12:14).
В 5:12, 14 пророк обращает внимание еще на два признака утраченной репутации: “Лица старцев не уважены” и “старцы уже не сидят у ворот”. Старцы, или старейшины общины, были руководителями как в религиозных, так и в юридических делах. Обычно таких людей высоко почитали. Они были примером для подрастающих молодых людей. Они давали мудрые советы и заботились о членах общины, а тут они потеряли уважение народа и внесли свой вклад в падение государства. Их добрые имена оказались запятнанными.
Нет ничего более ценного для человека, чем хорошая репутация. “Доброе имя лучше дорогой масти [дорогих благовоний; Современный Перевод]” (Еккл. 7:1). В дни Иеремии драгоценные благовония были дороже чистого золота; они были доступны только богатым. Однако Соломон говорит, что человек с доброй репутацией богаче того, кто владеет чистым золотом или драгоценным благовонием. Доброе имя служит человеку лучше и надолго переживает его. Погубленная греховной жизнью репутация - величайшая из потерь.
УТРАТА НАСЛЕДИЯ
“Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; мы сделались сиротами, без отца; матери наши - как вдовы” (5:2, 3).
Наследие Иудеи считалось священным Божьим даром. Бог дал сынам Израиля землю, и каждая семья передавала ее следующему поколению - не просто как дар от предков, а как Божий дар. И вот ее не стало, ее отобрали у них другие народы, чужеземцы, которые даже не почитали Бога!
В израильском обществе особую жалость вызывали вдовы и сироты. Чтобы добыть себе пропитание, они должны были идти в наемные работники или в рабство. Без мужа вдова не имела наследства, как не имели его и сироты без родителей. Положение Иудеи можно было сравнить с положением вдов и сирот. Они оставили своего Отца; они отвернулись от Того, кому принадлежит мир, и Он лишил их наследства. Мы тоже потеряем наше наследие, если оставим Того, Кто владеет всем.
УТРАТА СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ, ПРАВ И СВОБОД
В следующем разделе Иеремия рисует мрачную картину жизни в подчинении у иноплеменников:
«Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги. Нас погоняют в шею, мы работаем - и не имеем отдыха. Протягиваем руку к египтянам, к ассириянам, чтобы насытиться хлебом. ...Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их. С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе. Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода. Жен бесчестят на Сионе, девиц - в городах иудейских. Князья повешены руками их» (5:4-12).
Дрова и питьевая вода были теми первейшими средствами к существованию, за которые обычно никто не платил. У каждой общины были свои родники или колодцы, куда люди приходили за водой, а на дрова можно было использовать деревья и кустарники, что росли на земле. Во время осады никому не позволялось ни входить, ни выходить из города за водой и дровами. Став дефицитом, эти необходимые вещи стали стоить очень дорого. За воду и дрова для приготовления пищи люди отдавали все свои драгоценности.
Народ Иудеи отдал себя в заложники иноземным языческим народам, чтобы получить достаточно хлеба для выживания. Они стали рабами у рабов. Их женщин бесчестят в Божьем городе. Сыновей правителей мучают и убивают. Их тела горят лихорадочным огнем от голода. Нет им ни покоя, ни надежды на избавление.
Картина физического состояния Иудеи в то время представляет собой также яркую иллюстрацию духовного обнищания, вызванного упорным грехом. Она изображает душу, отделенную от Бога грехом. Иеремия точно описывает их духовное состояние. Такие слова, как “за серебро”, “деньги”, “работаем”, “жгучий”, “бесчестят”, рисуют отвратительную, но яркую картину того, что делает грех с теми, кто продолжает грешить.
УТРАТА ДЕТЕЙ
Иеремия сознает, что его поколение страдает за грехи отцов:
«Отцы наши грешили; их уже нет, а мы несем наказания за беззакония их» (5:7).
«Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров» (5:13).
«Старцы уже не сидят у ворот, юноши не поют» (5:14).
Люди, избирающие неправедную жизнь, не думают о том, как это скажется на тех, кого они любят. Дети неизбежно попадают под жернова той мельницы неправедности, которую их родители выстраивают для них. Спотыкаясь и падая, понесут они тяжелую ношу беззаконий, которые накопили их родители.
Те, кто вырос в нужде, иногда клянутся сделать все, чтобы жизнь их детей не была такой трудной, как их собственная. Хотя такое умонастроение выражает искреннюю заботу, было бы благороднее поклясться, что наши дети никогда не будут лишены знания о Боге. Когда родители приносят детей в жертву на алтарь благосостояния, высоких чинов и власти, детям не о чем петь.
Нам бы хотелось думать, что наша жизнь касается только нас, и больше никого. Но такого не бывает! Больше всего она коснется тех, кого мы сильней всего любим, - наших собственных детей.
УТРАТА РАДОСТИ
Наряду со всеми остальными утратами народ Иудеи увидел конец радости:
«Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши. От того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней» (5:15-18).
Радость и веселье - разные вещи. Веселье поверхностно и кратковременно; оно длится столько, сколько длится какое-то развлечение. В противоположность ему, радость - это внутреннее состояние сердца, которое всегда с нами и длится продолжительное время. Радость может усилить веселье, но веселье не может принести радости.
Истинную радость дает высшая цель - высокое предназначение, направление, обретаемое богопознанием. Радость - это тесная связь с Богом, это знание того, что вы принадлежите Богу, а Бог - вам. Ее не отнять у того, кто живет в постоянном присутствии Божьем, равно как и не дать тем, кто далек от Бога. Народ Иудеи потерял из виду свою цель, он отделился от Бога и утратил радость. Все это произошло потому, что они не развивали своих взаимоотношений с Богом.
Иеремия ясно показал, отчего их покинула радость: “Горе нам, что мы согрешили!” Бог свят! Он не может оставаться там, где есть грех. Пребывание там, где существует преднамеренный, постоянный грех, противоречит Его природе. Он призывает нас быть святыми, потому что Он свят (1 Пет. 1:16).
О ЧЕМ ЭТА КНИГА?
Согласитесь, что люди не слишком изменились со времен Иеремии. Наша природа и склонность к греху остались прежними. И последствия греха все те же.
На протяжении всей Библии последствия греха описываются наиболее ярким языком. Бог хочет, чтобы до нас дошли Его слова!
Говорить о грехе было непопулярно как во времена пророков, так и теперь. Людям не нравится видеть и признавать свою омерзительность. Картина, нарисованная Иеремией, открывает четыре факта о природе греха, которые нам нужно знать.
(1) Грех обольщает. Народ Иудеи и Иерусалима не навлек бы на себя такое разорение намеренно. Хотя их и предупреждали, коварный грех ослепил и ожесточил их. Вот почему автор Послания к евреям учит нас наставлять “друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом” (Евр. 3:13). Грех обманывает нас, спутывая наше понимание добра и зла. То, как мир характеризует грех и его последствия, не идет ни в какое сравнение с тем, как их описывает Иеремия.
В 1 Ин. 3:4 говорится: “Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие”. Беззаконие означает нарушение закона, особенно Божьего закона и Его воли. Чтобы знать, что такое грех, мы должны знать, что говорит о нем Бог. Нарушение Божьего критерия добра и зла является грехом. В 1 Ин. 5:17 сказано, что “всякая неправда есть грех”. Неправда (неправедность) - это нежелание жить в соответствии с Божьим стандартом поведения.
Даже признавая, что грешим, мы легко обманываемся, считая, что наказание не будет суровым, а если и будет, то нам каким-то образом удастся его избежать. Это была первая ложь, которую сатана внушил Еве в Эдемском саду (Быт. 3:4, 5). Бог сказал: “...Наказание за грех ваш... постигнет вас” (Чис. 32:23).
(2) Грех отделяет от Бога. В Ис. 59:1, 2 написано:
«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас».
Никакими словами не описать душу, оставленную Богом. Самым большим наказанием Адама за грех было его изгнание из Эдемского сада, потому что это означало отделение от Божьего присутствия. Иудея испытала наказание народа, оставленного Богом. В Рим. 1, говоря о тех, кто не знает Бога, Павел трижды пишет: “Предал их Бог” (ст. 24, 26, 28). Самое яркое описание тех, кто отделен от Бога, дано в притче Иисуса в Мф. 25:31-46. В стихе 41 говорится: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”.
Грех - единственное, что может навечно погубить душу. Конечная и предельная цена за грех - смерть (Рим. 6:23). Физическая смерть есть отделение духа от тела (Иак. 2:26), духовная же смерть - это отделение души от Бога. Нельзя избежать физической смерти, но Бог дал путь, который спасает от смерти разделения с Ним.
(3) Грех порабощает. Павел пишет: “Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?” (Рим. 6:16). Мы все чему-нибудь служим. Качество нашей жизни как здесь, так и после смерти будет зависеть от качества тех, кому мы служим. Грех - плохой господин, безжалостный тиран.
(4) Грех развращает, осуждает и, в конце концов, убивает. Павел настоятельно призывал христиан Эфеса “отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях” (Еф. 4:22). Грех губит, постепенно и неотвратимо разъедая и тело, и душу. Греховный образ жизни подобен зыбучим пескам: чем дольше находиться в них, тем труднее из них выбраться.
И все же выбраться можно! “Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 6:23). Иисус Своей смертью заплатил за наш грех, чтобы дать нам жизнь. Если духовная смерть - это отделение от Бога, то духовная жизнь - единство с Богом. Иисус на время отделился от Бога, чтобы навсегда объединить нас с Богом. Сказав в Еф. 4, что ефесяне должны отложить образ жизни ветхого человека, Павел продолжает: “…а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (ст. 23, 24).
Если вас утомила ваша зависимость от греха и порабощенность его обольстительным и пагубным похотям, измените цель своей жизни. Если вы устали барахтаться в грязной луже греха и хотите испытать радость святости, призовите Иисуса Христа, который дает силы разорвать оковы порока. Вы можете стать новым человеком, созданным по подобию Божьему. Если вы никогда не погружались во Христа, чтобы показать свою любовь к Нему и свою готовность принять Его своим Господом, сделайте это сегодня.
День расплаты за наши грехи наступил почти две тысячи лет назад, когда Иисус по Своей воле взошел на крест. Он сделал это, чтобы оплатить долги греха, накопленные непокорными людьми. Он заплатил вперед за всех тех, кто последует за Ним. Вы можете либо принять ту цену, которую Иисус уже заплатил за ваши грехи, либо заплатить эту цену сами. Если вы заплатите ее, то не попадете на небеса. Если же вы примете то, что Иисус сделал за вас, то можете получить величайший из даров - дар вечной жизни. Сделайте сегодняшний день своим днем платежа - днем, когда вы позволите Иисусу заплатить за ваши грехи и принять величайший дар вашей жизни.