Цикл статей "История экономики"
Принципы организации сообществ людей мало отличаются от тех, которые существуют в сообществах других высших животных (в упрощенном виде мы наблюдали их в упоминавшихся ранее опытах с крысами и с обезьянами). Для тех, кого смущает это сравнение, можно привести такую аналогию: базовые принципы строения скелета одинаковы у всех, будь то крыса, жираф или тюлень.
Много тысяч лет люди жили в условиях присваивающего хозяйства, однако в течение всех этих тысячелетий они понемногу совершенствовали и орудия труда, и вооружение, применявшееся для охоты и войны, и всевозможные бытовые предметы. Равенства и идиллической справедливости в первобытном обществе не существовало, везде «большие люди» были склонны отнимать излишки у рядовых соплеменников. И это стремление отнимать излишки стало причиной того, что со временем люди стали не только собирать, но и выращивать съедобные растения и приручать животных.
Вспомним, какие площади были нужны для выживания одного человека в условиях чисто присваивающего хозяйства: от нескольких квадратных километров в исключительно благоприятных условиях до нескольких десятков квадратных километров в условиях неблагоприятных.
Переход к земледелию был постепенным, долгое время собирательство и охота оставались не менее важными занятиями. Но, пересаживая культурные растения к местам своего обитания, люди научились выращивать некоторые из них в больших количествах.
В большинстве очагов раннего земледелия предпочтение отдавалось выращиванию злаков – ячменя, пшеницы, риса – и псевдозерновых*, и это не случайно. Урожай зерна можно убрать быстро, а самое главное – оно дает возможность накапливать значительные запасы.
Листовые овощи, сочные фрукты или мясо, чтобы они не испортились, нужно съесть сразу, а зерно может храниться несколько лет; вот почему именно к выращиванию зерновых «большие люди» всё настойчивее побуждают своих соплеменников.
Примерно с VIII-V тысячелетия до н. э. в некоторых регионах урожайность возделываемых зерновых культур достигла около 250 кг/га. Теперь зерно, собранное с одного квадратного километра поля, могло прокормить уже 50 человек, и люди начали переходить от полуоседлого к полностью оседлому образу жизни. Их общины насчитывали 150-200 человек, а поселения стали располагаться намного ближе друг к другу, чем прежде.
А когда в Южной Месопотамии освоили строительство оросительных каналов, то в условиях интенсивного ирригационного земледелия ячмень давал уже 1200-1400 кг/га, причем получали по два урожая в год.
Теперь с одного квадратного километра могли прокормиться около 500 человек. Выращивать сельскохозяйственную продукцию, изготавливать посуду и ткани люди стали теперь не только для потребления внутри своей общины, но все больше и больше специально для обмена.
Между общинами устанавливается разделение труда: одни производят много ячменя и фиников, другие ловят рыбу, третьи – обрабатывают шкуры диких ослов, на территории четвертых растет строительный лес, которого так не хватает соседям. Завязывается торговля – вначале в безденежной, то есть меновой форме; иначе говоря, начинают развиваться отношения, которые уже можно назвать экономическими.
Поскольку производительность труда в земледелии растёт, то больше нет необходимости в том, чтобы землю возделывали все работники без исключения.
С другой стороны, нужны ритуальные предметы для религиозного культа, нужны всевозможные знаки власти для знати из золота, серебра и драгоценных камней и украшения-обереги для простолюдинов из материалов попроще.
Нужно оружие, нужны серпы и мотыги, сперва каменные, потом из металлов.
Нужна одежда и обувь для все большего числа людей. В постоянных поселениях нужно строить храмы для богов, дворцы для правителей и дома для их подданных.
В жилищах появляются стационарные очаги, а значит, возникают и новые способы приготовления еды, для которых требуется особая посуда (горшок для варки супа – это настоящая революция!)
Ремесло – ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое – становится основным делом жизни, источником и смыслом существования для все большего числа людей.
Общество всё больше усложняется, в нём появляется множество не только новых профессий, но и новых социальных ролей.
Базовая структура этого общества, его «скелет» остаётся принципиально прежней: есть верховный правитель, есть его окружение (воины, жрецы, чиновники), которое обеспечивает управление и поддерживает порядок, а ниже них – простолюдины, занятые производительным трудом.
Возникает также новая прослойка людей, занимающихся торговлей; и для полноты картины нужно упомянуть, что очень рано, задолго до перехода к полностью производящему хозяйству и оседлому образу жизни, в различных человеческих сообществах появляются и рабы.
* К псевдозерновым культурам относятся хорошо знакомая нам гречиха, а также киноа и амарант, которые играли важную роль в хозяйстве цивилизаций доколумбовой Америки.
Начало статей цикла "История экономики"
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Автор:#медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.