«Скопинский маньяк» Виктор Мохов, имя которого гремело во всех СМИ, вышел на свободу. Всего он отсидел 17 лет. Напомню, список преступлений Мохова весьма внушительный - он похитил двух несовершеннолетних и четыре года держал их у себя в бункере, насиловал и издевался. Одна из них дважды родила детей, который маньяк подкидывал в подвалы жилых домов.
Нет никакого оправдания тем мерзким преступлениям, в которых его обвиняли. Но на что я бы хотел обратить внимание: в материалах суда указано, что Мохов характеризовался отрицательно, на путь исправления не встал, значит о каком-то раскаянии и речи быть не может. Более того, в интервью “маньяк” не стесняется в рассуждениях, дескать, девушки были легкого поведения, не сопротивлялись. Он против кастрации педофилов и отмены моратория на смертную казнь и строит глобальные планы на будущее.
И поэтому удивительно, что государство в лице ФСИН так спокойно отпустило человека, не сопроводило до места жительства, где он должен был находиться первое время. Известно, что после освобождения ему официально запретили 6 лет посещать массовые мероприятия, гулять по ночам, но “маньяк” плюнул на эти запреты и спокойно задержался в Москве, съездил на интервью телеканалу, рассказал о планах на будущее и напугал всех потерпевших. Что называется, хайпанул по полной программе.
Я понимаю, одно дело кража, но совсем другое - такое тяжкое преступление. А если бы он по дороге успел кого-то еще изнасиловать? История помнит и такие случаи. Не думаю, что кто-то бы из ФСИН был признан виновным в халатности. Мы уже неоднократно говорили о дополнительных видах ограничений, которые необходимо ввести для таких преступников после их освобождения. И эта история - еще один пример, почему они нужны сейчас. Химическая кастрация, о которой любят рассуждать в Госдуме вряд ли поможет. Здесь нужен запрет на приближение к своим жертвам, к потерпевшей стороне. Нужен контроль, а не отпустить и ждать, что маньяк, истосковавшийся по свободе сам сразу приедет домой.
Далее. Журналисты хорошо заплатили Мохову, но смотреть подобного рода видео крайне неприятно. Каким образом выплачивался гонорар? Они выплачивались по счету или на руки? Почему это важный момент. Неизвестно, есть ли в этом деле иск о компенсации морального вреда? Если верить СМИ, одной из девушек Екатерине Мартыновой заплатили лишь 10 тысяч рублей, и то это была поддержка от губернатора. Что касается второй девушки, информации о компенсации нет. Но какова была бы сумма, которую присудили потерпевшим? Зная общую практику, мне кажется, что суммы были бы крошечными - около 200-300 тысяч рублей (это я считаю в современных цифрах с учетом инфляции). Одновременно с этим есть неподтвержденные данные, якобы Мохову заплатили миллион за разговор с журналистами. И в контексте этого гонорара, компенсация вреда выглядит насмешкой. Ведь все равно эти суммы не взыскали бы в сторону потерпевших. Сразу возникает вопрос: насколько хромает моральная составляющая СМИ, которые сотрудничают таким образом с человеком, осужденным за совершение тяжкого преступления?
Как мне кажется, такой субъект, язык не повернется назвать его человеком, не заслуживает такого пристального внимания, это поддевает его. Хотя, с другой стороны, теперь каждый знает в лицо как выглядит Мохов, и возможно, его внезапная популярность не даст повторно совершить преступление.
А как вы думаете? Как общество должно относиться к такого рода преступникам?