Сочи. Заброшенный советский санаторий. Неприметная дверь среди заросшей колючим кустарником территории. Её давно не открывали и я с натужным скрипом открываю сначала её, а затем поднимаю люк в полу.
Скрип петлей предательски разносится среди заброшенных корпусов. Но больше не звука, за собой люк закрываю с осторожностью сапёра, это конечно, занимает какое-то время, но иначе никак. Тайна, простоявшая годы, без труда потерпит ещё немного. Спешка ни к чему. Ещё пара минут уходит на то, чтобы посидеть в темноте, вслушиваясь в шорохи, что доносятся из глубины тоннеля. Затем, коллективное решение о том, что звуки опасности не представляют и мы начинаем спуск вниз…
Всё вокруг — рыжее от ржавчины. Чугунные тюбинги, лестницы, перила. Они так и норовят оставить «частичку себя» на рюкзаках и одежде. Сейчас на поверхности сухая и ясная погода, но даже так, среди звуков шагов отчётливо слышно, как срывающиеся сверху капли падают в воду.
Посередине ствола идёт сдвоенная шахта лифта. Свежие двери и яркий профнастил говорят о том, что после распада СССР здесь был ремонт.
Сооружение пытались привести в порядок, но этим планам не суждено было сбыться и теперь как сам санаторий, так и «тоннель метро» под ним стоят заброшенными и привлекают только таких любителей заброшенных мест и советских подземелий как мы.
Глубина ствола относительно небольшая — всего тридцать метров, но даже такой объём работ для такого рода объектов является огромным.
Как многие уже успели догадаться, московский метрострой приехал в Сочи только для того, чтобы на крутом и обрывистом черноморском берегу построить удобный и безопасный путь к морю для отдыхавших в санатории туристов. Дополнительным обоснованием для строительства стала необходимость перехода под железнодорожными путями, которые преграждали свободный выход к морю. Кстати, именно гул поездов, что проносились над ведущим к морю тоннелем мы и слышали в начале.
Лифта два. Сами кабины навеки замерли где-то выше, там, куда не достаёт свет фонаря. Тоннель и лифтовая шахта слегка подтоплены, что интересно, в левой части шахты воды на порядок больше, чем в правой.
Тоннель выглядит жутким и и лишь блестящие двери портят атмосферу наступившего постапокалипсиса. Лучше бы оставили как есть, со старыми советскими дверьми смотрелось бы более фактурно.
О том, что затянувшийся ремонт был начат не недавно, а много лет назад говорит состояние электрической проводки.
Сам тоннель тоже чугунном тюбинге, который в советские годы был спрятан под стенами из гипсокартона, но теперь декоративные панели валяются на полу. В этом есть плюс, так как пол затоплен, но толщина панелей все ещё достаточная, чтобы передвигаться «по сухому».
Ситуация с тоннелем осложняется тем, что проходящие на поверхности поезда, вибрацией разрушили слой гидроизоляции и по стенам тоннеля теперь струятся потоки воды. В конце тоннеля воды уже по колено. Без резиновых сапог к морю не выйти. Да и смысла в этом нет, так как со стороны моря путь в тоннель преграждает массивная решетка.
В СССР метрострой активно работал не только в пределах Москвы и Ленинграда. В те годы отряды мосметростроевцев, как самых опытных, часто привлекали к строительству гражданских сооружений по всей стране. А для постройки особо важных и секретных объектов в стране существовали специальные подразделения метростроя.
Немного обидно перед предками за то, что современная и прогрессивная Россия никак не может завершить строительство метро в Челябинске, Омске и Красноярске. (про них мы уже вам успели рассказать)
Каталогизация: #urbexrussia (заброшенные места и индустриальный туризм в России)
Резиденты проекта: NordSkif, Дмитрий Oesolod