Найти тему
СПРОСИ.ДОМ.РФ

Как бесплатно заменить электросчетчики в квартире?

Оглавление

Рано или поздно любой собственник квартиры может столкнуться с необходимость замены электросчетчика. Вопреки недавним изменениям в законодательстве, некоторых жильцов по-прежнему заставляют платить за установку дорогостоящего оборудования. Рассмотрим подробнее, как этого избежать.

Рассказываем, как заменить электросчетчики в квартире совершенно бесплатно
Рассказываем, как заменить электросчетчики в квартире совершенно бесплатно

Когда нужно менять электросчетчики?

Есть три наиболее распространенных ситуации, при которых вам должны бесплатно заменить электросчетчик: окончание срока эксплуатации, окончание межпроверочного интервала или техническая неисправность.

Информацию о сроке службы и дате последней поверке счетчика можно узнать в паспорте прибора. Если он утерян, можно также посмотреть на пломбы, установленные на счетчике. На одной стороне пломбы указываются две последние цифры года последней поверки (например, цифра 06 означает, что проверка произошла в 2006 году), на другой – римские цифры, которые обозначают квартал.

Если у вас установлен стандартный счетчик с вращающимся диском, поверка должна производиться раз в 8 лет, а в случае с электронными счетчиками – раз в 16 лет. Обычно энергоснабжающие компании сами отслеживают необходимость проведения очередной поверки и дополнительно обращаться с заявлением не требуется. Но в случаях, когда с вами долго никто не связывается, лучше обратиться в компанию самостоятельно, иначе в какой-то момент счет за электричество будет рассчитываться по повышенному тарифу.

Отдельно стоит остановиться на вопросе о том, что понимается под технической неисправностью счетчика. Это понятие не ограничивается механическими повреждениями (трещины, вмятины, нарушение целостности корпуса). В него также входят ситуации, когда счетчик показывает некорректные показания, на нем отсутствуют пломбы, или погрешность измерений превышает допустимые значения (отклонение более 2%).

Куда обращаться?

Если вы столкнулись с одной из ситуаций, описанных выше, нужно обратиться в вашу энергоснабжающую компанию с заявлением о замене счетчика. В многоквартирных домах такой организацией является гарантирующий поставщик, в индивидуальных жилых домах – сетевые компании. Самый простой способ узнать, кто поставляет вам электроэнергию – посмотреть наиболее «свежую» квитанцию за свет, в которой всегда указываются реквизиты или контакты. Также информацию о поставщике электроэнергии можно уточнить в вашей управляющей компании или посмотреть в федеральном реестре гарантирующих поставщиков (скачать его можно здесь).

Это точно бесплатно?

Раньше замена электрического счетчика осуществлялась за счет собственника помещения. Но после вступления в 2020 году в силу ряда изменений в законодательство, установку и дальнейшее обслуживание приборов учета электроэнергии оплачивают энергетические компании. С подачей обращения лучше не затягивать. Первые три месяца с момента выхода счетчика из строя платежи будут начислять исходя из средних показателей потребления в предыдущие месяцы. Затем ресурсоснабжающая компания может установить повышающие коэффициенты.

Интеллектуальные системы учета электроэнергии

С января 2021 года вступил в силу закон, согласно которому все российские домохозяйства в перспективе будут оборудованы интеллектуальными системами учета электроэнергии. Они будут самостоятельно отслеживать расход электроэнергии и пересылать показания в управляющие компании через интернет. При этом для передачи информации могут использоваться в том числе домашние сети WI-FI, мобильный телефон или сим-карта, установленная в счетчике.

Уже сегодня застройщики обязаны устанавливать такие системы в новостройках. В готовом жилом фонде «умные» счетчики будут меняться по мере выхода из строя старых приборов. Такие системы будут устанавливаться в обязательном порядке за счет энергоснабжающих компаний с 1 января 2022 года.

При этом нужно иметь в виду, что если счетчик продолжает работать и срок эксплуатации пока не вышел, вы не обязаны устанавливать новые системы учета электроэнергии (тем более за свой счет).

Новый счетчик установлен. Что дальше?

После замены электросчетчика нужно убедиться в его исправности, а также в том, что он опломбирован. Обычно данная процедура производится сразу после установки. Если этого не произошло, нужно направить еще одно заявление в энергоснабжающую компанию с просьбой опломбировать и принять счетчик в эксплуатацию. Через некоторое время вам нанесет визит уполномоченный инспектор, который составит акт приемки, зафиксирует показания и установит пломбу с датой. Следующая поверка счетчика по правилам состоится через 16 лет.

Чем поверка отличается от проверки счетчика

Проверка счетчика проводится не реже раза в год. В ходе нее представители энергоснабжающей компании (или метрологической службы) проверяют соответствие показаний счетчика данным, которые передавались собственником, и общее состояние счетчика. В случае, если показания значительно расходятся, на жильцов могут подать в суд.

Поверка осуществляется раз в 8 или 16 лет (в зависимости от типа прибора). В ходе данной процедуры не только проводится полный осмотр электрического оборудования, но и происходит повторная опломбировка счетчика. Обе процедуры бесплатны.

Можно ли установить новый счетчик самостоятельно?

Закон не запрещает самостоятельно менять приборы учета электроэнергии. Но прежде чем как обратиться к мастеру, нужно уведомить энергоснабжающую компанию о своих планах в письменном виде. Если этого не сделать, можно получить иск в суд и крупный штраф за несогласованное вмешательство в электрическую сеть. После того как уведомление направлено и работы завершены, нужно еще раз обратиться в управляющую компанию или к поставщику электроэнергии, чтобы опломбировать новый счетчик (кстати, старую пломбу до этого момента нужно сохранить). После визита представителей метрологической службы и завершения формальностей счетчик будет считаться рабочим.

Подробнее о вопросах эксплуатации квартиры читайте на спроси.дом.рф.