Найти тему
Деловой Бийск

О чем говорил Михаил Мишустин с представителями алтайского турбизнеса

Оглавление

В начале марта в наш регион с рабочим визитом приезжал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Прибыло второе лицо страны на Алтай с представительным сопровождением в виде глав ряда министерств, преимущественно экономического и социального направления.

Поворот не туда

Конечно, многие бийчане в соцсетях высказывали желание увидеть премьера в своем городе: как раз к этому моменту в наукограде проходила репетиция апокалипсиса — встали все трамваи, возникли проблемы с газом и электричеством, до крайности усугубился вопрос очистки дорог от снега. Но после визита в школьную столовую Барнаула и поездки по объектам краевой столицы Мишустин планировал отправиться в Горно-Алтайск. Там, помимо прочих дел, председателя Правительства РФ ждала рабочая встреча с представителями туристического бизнеса по вопросу развития туризма в Республике Алтай и Алтайском крае.

Символично, что, прежде чем обсуждать вопросы развития туризма в будущем, высокопоставленный чиновник решил посмотреть на уже существующий (пусть в значительной мере только на бумаге) автотуркластер „Золотые ворота Алтая“. Участником федеральной целевой программы „Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации“ проект на въезде в Бийск стал в далеком 2011 году. Был он рассчитан на выполнение до 2018 года, но все это время объект являл собой поросшее бурьяном поле. Вообще, подобные проекты предусматривают частно-государственное партнерство: предполагается, что государство предоставит бизнесменам инженерные коммуникации, а те построят на площадке объекты туристического направления. Вот с коммуникациями и возникли вопросы. Потенциальные инвесторы были, но каждый раз, наблюдая отсутствие инженерных коммуникаций и, мягко говоря, не горящую особым желанием на деле воплощать турпроект местную администрацию, предпочитали не связываться.

Шли года, поле все также зарастало бурьяном, назревал критический момент — подходило время, когда требовалось отчитаться по результатам, а показывать, кроме урожая бурьяна, оказалось нечего. В итоге местные власти уговорили бийского бизнесмена Алексея Саламатова вложиться в проект, построив на его территории кафе. Оно было открыто как раз в 2018 году, на исходе действия программы. Инвестор постарался — объект получился эффектным, да и внутреннее его убранство целиком соответствовало теме „ворот Алтая“. Проект спасли и… чиновники о спасителе благополучно забыли. Мало того, что на „Золотые ворота“ так и не был заведен давно обещанный газ, так еще и разметка на дороге после реконструкции долгое время была сплошной, что не позволяло свернуть к придорожному кафе „Горная страна“ с дальней полосы. Вот такая благодарность.

На таком фоне кортеж Мишустина, двигаясь в сторону Горно-Алтайска из Барнаула, внезапно заворачивает на парковку у кафе „Горная страна“. Визит, как сообщают, не был запланирован заранее и не упоминался в плане посещений объектов. Мишустин появился там, заставив понервничать местные власти и порадоваться посетителей „Горной страны“. Что обсуждал высокий гость с владельцами заведения, остается тайной. Но визит в итоге вернул интерес краевых властей к газификации объекта. Губернатор Алтайского края Виктор Томенко сообщил журналистам на брифинге по поводу газификации „Горной страны“ следующее:

„…Во время вчерашнего совещания я попросил начальника управления по развитию туризма и курортной деятельности Евгения Дешевых представить информацию более подробно. О тех обязательствах, которые перед реализацией проекта брали на себя власти, что обещали сделать, что уже сделали, что и по какой причине не сделали. И чем сегодня можно помочь“.

Собственника первого и единственного объекта „Золотых ворот Алтая“ газификация волнует по многим причинам:

Во-первых, газ позволит существенно сэкономить на отоплении, что поможет вывести объект на уровень рентабельности в холодное время года, когда и транзитный поток туристов не такой высокий, и требуется обогревать площадь в 1000 кв. м. Пока это происходит с помощью электричества, что очень накладно. Хотя собственник раньше изрядно вложился в газовое оборудование, он всерьез задумывался об установке угольной котельной, уже не особо веря в обещания местных властей. Хотя топить здание углем в автотуристическом кластере, где было предусмотрено федеральное финансирование строительства инженерных коммуникаций, в том числе и газовых, само по себе нонсенс.

Кроме того, вентиляция здания завязана по проекту на газ, а без нее есть риск появления плесени, которая попортит строение, и совсем еще новое здание потребует очень дорогостоящего ремонта.

Разумеется, решит газификация и проблему инвесторов. Пока что, судя по частным разговорам, именно отсутствие нормальных инженерных коммуникаций отпугивает желающих вложиться в проект. Еще в 2011 году сюда планировал зайти крупный строительный холдинг „Авангард“, думая вложить около миллиарда рублей. Но тогда же со скандалом и покинул проект, обвинив чиновников в бездействии. Недавно, по некоторым данным, окончательно передумала заходить в кластер торговая сеть „Леруа Мерлен“. Потенциальные инвесторы учатся на чу‑ жих ошибках, потому, наблюдая за перипетиями отношений собственника „Горной страны“ с чиновниками, повторять его судьбу не спешат. Впрочем, сам Алексей Саламатов уверен, что с появлением газоснабжения появятся и новые инвесторы.

Планы и проекты

Михаил Мишустин провел совещание по туризму в Горно-Алтайске, где ему представили ряд проектов и обсуждали имеющиеся проблемы, мешающие развитию этой отрасли у нас. В частности, поднимался вопрос легализации посещения вершины Белухи, высшей точки Сибири. Вопрос поднял гендиректор ЗАО „Ланальптурс“ Анатолий Миничкин. Проблема доступа возникает из‑за границы с Казахстаном, что проходит в данном месте.

„Необходимо заключить соглашение с Казахстаном, я дам соответствующее поручение Министерству ино‑ странных дел и Ростуризму, чтобы рассмотрели все необходимые нормативные акты“, — обещал Михаил Мишустин.

Генеральный директор белокурихинского санатория „Россия“ Федор Елфимов поднял вопрос повышения доступности оздоровления для граждан нашей страны. На примере своей здравницы наглядно показал, насколько эффективна госпрограмма поддержки туристического кешбэка, когда отдыхающим государство возвращает до 20% от затраченной суммы. Также он призвал отменить требование при вселении в санатории справок об эпидокружении. Михаил Мишустин сообщил, что правительство уже прорабатывает вопрос возобновления госпрограммы туркешбэка, рассматривает отмену данной справки. Пользуясь случаем, перед высоким гостем презентовали и проекты строительства новых туркластеров. В их числе — расширение и совершенствование базы всесезонного курорта Манжерок. Здесь уже сейчас Сбербанком проинвестировано развитие инфраструктуры на 2,4 млрд рублей. Создан отель „Манжерок“ на 82 номера, имеется ресторан на 300 посадочных мест, открытый в 2019 году. Протяженность новой гондольной канатной дороги курорта, не имеющей аналогов в СФО по своим техническим характеристикам, составляет 2,4 км, в пиковые дни высокого сезона здесь бывают более 2000 человек в день.

Упор будет и дальше делаться на развитие всесезонности, чтобы и летом, и зимой на данной площадке туристам было чем заняться. Разработка концепции развития только запланированного курорта Каракольские озера предполагает работы в три этапа. На предварительном — в 2021 году намечено провести геодезические и геологические изыскания, сформировать структуры лыжных трасс, привлечь соинвесторов, завершить строительство технологической дороги. На первом этапе (2022– 2023 гг.) в проекте — завершение строительства дороги до Каракольских озер, проектные работы, подведение коммуникаций. Второй этап (2024–2025 гг.) предусматривает начало функционирования подъемников и первой очереди гостиницы, устройство туристических троп, строительство гостиничного комплекса на 70 номеров и круглогодичного глэмпинга на 20 единиц. На третьем этапе (2026–2027 гг.) намечено строительство 2‑й очереди горнолыжных трасс и подъем‑ ников, начало их эксплуатации.

Тогда же хотят начать эксплуатацию придорожной коммерческой инфраструктуры и завершить строительство гостиницы на 150 номеров категории 3–4 звезды. Инвестиционный проект круглогодичного курорта „Новые вершины“, который планируется построить на территории ОЭЗ „Бирюзовая Катунь“, также предполагает и гостиничный комплекс (2–4 гостиницы 3–5 звезд до 1380 мест размещения), и 12 лыжных трасс общей протяженностью 20 км, сноуборд-парк, 2–4 подъемника, канатные дороги, лыжные трассы с системой оснежения и освещения. Все это должно дать около тысячи рабочих мест с учетом работы 4 гостиниц и 4 подъемников. Также продолжаются работы над проектом туркластера „Белокуриха горная“ (ранее „Белокуриха-2“).

Правда, и там из‑за неторопливости чиновников в вопросе проведения инженерных сетей возникали задержки в полноценном запуске объектов. Как видим, по планам будущее у Алтая очень привлекательное в деле расширения туристического сезона на другие времена года, кроме лета. А по количеству намечаемых горнолыжных трасс даже появляются опасения — хватит ли на всех них лыжников и сноубордистов.

Фото предоставлено санаторием „Россия“.

Алексей Тырышкин