Мы давно готовили этот материал и ранний вариант был готов еще осенью 2020 года, но мы решили подсобрать статистику для более показательной аналитики.
Вопрос о том, есть ли боты в World of Tanks всегда волновал игровое сообщество. Но с учетом того, что вся система игры содержит в себе большое количество белых пятен, а разработчики не особо делятся информацией по щекотливым вопросам, разобраться в деле не так уж и просто.
Начнем c неочевидного, но в какой то момент картина начнет складываться.
Скрытые параметры техники | Нерфы и апы в тумане
Так уж вышло, что показ параметров техники эволюционировал в игре по своему собственному пути.
Да, от версии к версии информация множилась, но мы не можем до сих пор точно сказать что какие то изменения происходят в микропатчах. То, чего мы не видим.
Из недавнего личного опыта - выкат древнего Ягдтигра 88 в рандом. Какое же меня настигло удивление, когда мы начали разгонятся до вполне приличных 33 км/ч вместо 28 км/ч.
Когда успели?
Я прошерстил что нашел в новостях, так ему сначала понерфили перезарядку, а потом апнули разворот на месте на два градуса. А в остальном подвижность как была так и осталась.
Исходя из этого, вполне можно сделать вывод о том, что разработчики оставили себе определенный инструмент воздействия на игровые механики "на лету", не привлекая лишнего внимания к таким важным показателям как параметры техники.
Почему же не сделать так же и с ботами?
Да, да, можно до посинения говорить или рассуждать в блогах на тему хорошо это или плохо, но такая жестокая вещь как "Лицензионное соглашение" в любом случае оставляет право на такие методы работы за компанией. И ничего не сделаешь - все сами соглашаются.
Почему вообще начали с этой довольно избитой темы: все просто, если соврал один раз и попался - кто поверит, что это только единоразовое событие и продолжит доверять таким людям на все сто процентов. Репутация, такие дела.
Едем дальше.
Боты любительские | Безумие рефералов
На самом деле с этим связано довольно много самых странных событий в игровом мире. Во первых, в момент их появления, когда это еще не стало массовым явлением, разработчики усиленно отвергали саму возможность того, что кто-то там ботоводит в их игре.
Причины появления
Невозможность зарабатывать так много кредитов, что бы играть на высоких уровнях: это правило действовало в тот момент, когда еще фарм-машин на восьмом уровне было мало, а игроки выкатывали пятые, на них и без премиум аккаунта был хороший заработок. Да, вопросы к экономике игры уже тогда были существенными. Самые ранние боты просто катались по строгому маршруту и крутили башней, почти не стреляя.
Прокачка веток: давайте сразу признаем, да, для людей, любящих пострадать в World of Tanks всегда было чем заняться. А вот для целого пласта аудитории, не следящего за статистикой важным фактором было лишь желание прокатиться на какой-никакой десятке, не ломая клавиатуру из за сливов. Методика была плюс минус такая же: едем, иногда стреляем - опыт капает.
Невыполнимые условия для некоторых игровых событий: да, да, урвать бесплатный танчик чаще всего можно либо живя в игре круглые сутки, либо установив бота и идя по пути наименьшего сопротивления. С учетом прогресса интеллекта ботов - этого всплеска активности почти никто уже и не заметил.
Реферальные программы: та же страсть к халяве плюс никакого риска для основного аккаунта. Отличаются моделью поведения: инвайт код, несколько боев на преме, потом выкачивается чаще всего арта 6 уровня и на этом все развитие заканчивается (M44 или Hummel).
Разновидности
Артоботы - звучит почти как Автоботы, но эти ребята явно на стороне зла. Чаще всего встречаются ближе к ночи, так как владелец основного аккаунта идет спать.
Бот-клинический-идиот - здесь всё просто, это чаще всего самые ранние версии для клиента игры. Едет, иногда нет (после даже мелкого обновления карты может сменится UV-карта (?) поверхности и бот просто не знает куда ехать. Иногда стреляет, иногда нет, причем стрельба чаще ведется именно по какому то определенному типу техники, механика плюс минус та же. (При наличии двух Grille, будет долбить Объект 705А до закономерного финала с отправкой в ангар).
Продвинутый бот - едет, стреляет, ведет себя на первый взгляд как игрок с красно-оранжевой статистикой (немного нелогично, немного тупо), но при этом кое какая осмысленность действий есть. Чаще всего использовался для массовой прокачки аккаунтов на продажу, сейчас для целей использования - на выбор из пункта про причины появления.
Где можно встретить
Рандом, почти повсеместно, с пиками массового появления во время игровых событий.
Выводы
Они есть и прогрессируют, в чем можно убедиться, играя на уровнях с 4 по 7 включительно. Причины их появления мы рассмотрели и они действительно составляют временами внушительную часть онлайна.
Переходим к следующему пункту.
Боты от Wargaming'а | Официальные | Когда все идет по плану
Их появление было прогнозируемо чуть ли не сразу после закрытого бета-тестирования игры в далеком 2010 году. По крайней мере такие обсуждения шли в профильных ветках форума.
Тогда не срослось, ведь механику для любого NPC в любом крупном проекте нужно прописывать, а если хотеть еще и адаптивное поведение, то это целый отдел и много человеко-часов на разработку.
Причины появления
Когда-то давно, ну в то время, где еще трава зеленее была, разработчики сами выкатывали на технике в игровых событиях. Белый Тигр, кто не помнит: один Тигр и пятнадцать тридцатьчетверок, за рулем Тигра - человек из команды WG.
Это было интересно, но! Но массовость при таком подходе достигается на уровне чуть выше нуля, а значит разработка стартовала. Не знаем, в какой момент, но черновая версия уже работала на момент Левиафана, а то и раньше.
Разновидности
Разновидностей две, игровой бот, управляющий техникой, что дали. Первая встречается на учебном полигоне и песке. Вторая во время различных игровых событий.
Отличия только в подходе к реализации. Здесь тоже все довольно просто, хотя вот важный момент.
Все помнят лютых ботов с события, приуроченного к 9 мая 2020 года. Так вот чем запомнились эти предельно лютые ребята?
Правильно, абсолютной точностью, прострелами вслепую и... Восприятием игрока как коллижн-модель техники. Это важно!
Почему? Все дело в том, что там нет такой сложной механики, как машинное зрение и прочее, на этом бы WG просто разорился, а есть банальная стрельба по проекции модели.
То есть: условный Pz.4 стреляет в ваш Черчилль, укрытый за домом и... Пробивает. С урончиком так, хорошо. Вы усиленно пытаетесь понять, как это произошло, ведь там если и был зазор в окнах, так он в полпикселя, живой человек не стал бы стрелять даже с запрещённой "тундрой". А бот видит какой то процент проекции и стреляет.
Этот весьма характерный для WG'шных ботов момент пригодится нам потом.
Где можно встретить
Первую в песке и учебном полигоне, разумеется.
Вторую - исключительно во время игровых событий, начиная с Левиафана, заканчивая Мирным. Причем топорная настройка и особенности и дали возможность уличить разработчиков в применении компьютерных болванчиков в другом месте. Но об этом, в деталях, ниже по тексту.
Выводы
Эти ребята - уже даже не сезонные гости в игровом проекте, сам факт их появления уже породил кучу вопросов, как минимум, у людей, знакомых с разработкой игр.
И наконец, самая главная часть этой заметки.
Боты от Wargaming'а | Неофициальные | Когда никто не пришел на вечеринку
Пару слов в защиту. На самом деле, логика появления ботов в случайных боях, по всему спектру уровней, безусловно есть.
Как минимум - очевидный дисбаланс по технике, на которой играют игроки. Не для кого уже не секрет, что оставшиеся в проекте игроки выкатывают однотипную технику, в прямой зависимости от того, что сейчас в ходу.
Причины появления
Главная и она же основная, по моему мнению: серьёзное проседание реального онлайна, ранее сезонное, сейчас, в последние полтора года, уже постоянное. И если бы не COVID'ная история - возможно, все проявлялось бы куда как очевиднее.
Вопрос к внутренней кухне и статистике. На самом деле, может кто не заметил, но трудности в балансировке новой техники как раз, скорее всего, кроются в том, что собирать реальную статистику стало намного сложнее. И скомканные ответы разработчиков это как раз косвенно подтверждают.
Так вот. Представим, что есть у разработчиков: откатанная база ботов, проверенная в куче режимов, огромная база игроков, забросивших свои аккаунты, и страстное желание продлить жизнь проекту, что приносит им масло на хлеб.
Что же делать?
Разумнее всего разбавлять рандом всячески "замаскированными" под настоящих игроков ботами, до тех пор, пока все станет настолько очевидно, что придется заканчивать все равно.
Дело в том, что позиционируя игру как PvP (Игрок против Игрока), будет неуместным признать, что все скатывается в формат PvE (Игрок против Окружения). Лично у меня ассоциации сразу с Diablo 3, хотя Blizzard надо отдать должное, полный переход в PvE продлил жизнь проекту на добрых два года, но там сеттинг другой.
Разновидности | Или почему это необходимо скрыть?
Всего одна, но граней у неё много. Почему?
Создать базу левых пользователей (на манер пресс-аккаунтов) - не вариант, ну как, вариант, но зная то, что реальные игроки имеют привычку смотреть статистику тех, кто их убил - спорный вариант.
Воспользоваться аккаунтами, покинутыми игроками в последние несколько лет - вот это уже интересно. А если вернутся, то ничего такого, просто автоматически уберется галочка.
Создать систему "не смотрите, какая у меня статистика, я стесняюсь", что бы убить двух зайцев сразу - так пожалуйста, сделано.
Где можно встретить | Хотя скорее - как понять что дело нечисто
В случайных боях, линии фронта, среди друзей.
На самом деле масштаб нам неизвестен доподлинно, потому что как настроена эта система - пока только можно строить догадки. В начале статьи как раз об этом и было - некоторые механики настолько непрозрачные, что сначала бы в них разобраться, а вы тут про ботов!
Дело в том, что на самом дел понять, что это был такой бот можно по нескольким критериям, и все так себе.
Первый: ноль реакции на чат при адекватной статистке - кроется тем, что многие его отключают, а если это враг, то тем более.
Второй: стрельба вслепую - кроется тем, что это вообще довольно распространенная фишка. Но есть нюанс: стрельба не по нубокустам, а по весьма нетривиальным целям, как сарай или дом.
Третий: невероятные попадания от противников - да, да, у нас тут ВБР и прочее, но мы же помним о каких видах попаданий сейчас идет речь. Когда даже самый отъявленный ракан или статист не будет испытывать удачу.
Четвертый: странное поведение, когда вы врываетесь. Боту от WG нужна "опорная точка" в виде угрозы (так работают ИИ в шутерах), а вот приоритизация сразу двух или трех целей - это постоянные недовороты то в одну, то в другую сторону и остановка где то посередине.
Пятый и самый эффективный: просмотр послебоевой статистики, проверка имеющейся техники, а также проверка даты выхода в последний бой. Ну и написать что-то можно.
Выводы
Стопроцентных доказательств у нас нет даже после просмотра огромного количества боев и сбора такого количества статистики. Но косвенные данные говорят о довольно масштабном явлении игровых ботов в World of Tanks.
Итог всей заметки
Думается, разработчики или игроки, но на март 2021 года в игре действительно происходит что-то не совсем понятное и адекватное.
Что до ботов, в частности, это лишь симптом того, что World of Tanks скатывается в формат PvE, а онлайн падает не просто так.
P.S. Отдельное спасибо пользователю с ником Андрей за возникший интерес и комментарии, которые убедили разобрать наконец материал и выпустить пылившуюся на полке заметку.
P.P.S. С идеями для статей можно писать и в личку.
Спасибо за прочтение, следите за публикациями!