Найти тему
Вагин Игорь Олегович

СПИН в продажах

Оглавление

Давно известно, что люди предпочитают покупать вещи, которые позволили бы им решить какие-то свои проблемы. Цель продавца: выявить проблему клиента и предложить пути ее решения – с помощью своей продукции, разумеется. Нет у человека дома, машины, мобильного телефона или красивой мебели?

Чтобы четко выяснить, что именно ему нужно, стоит использовать в продажах технику СПИН.

Программы тренингов по переговорам и продажам на моём авторском сайте https://igor-vagin.ru/training/peregovory/

Смысл работы продавца в этом случае заключается в том, чтобы заставить покупателя думать. Но первоначально задуматься надо продавцу – с тем, чтобы составить последовательность из четырех вопросов. Задавать клиенту вопросы по методу СПИН вовсе не означает продавать ему его же собственные проблемы. Напротив, Вы помогаете клиенту аргументировать его собственное решение.

С – Ситуационные вопросы.

Они касаются ситуации клиента, его бизнеса (особенно если вы хотите предложить ему собственное решение). Такие вопросы направлены на выведывание актуальных интересов покупателя: что у него есть на сегодня и что из имеющегося его полностью устраивает. С их помощью можно выяснить какова ситуация и потребности клиента. Как правило, это вопросы открытые:

  • «Где? Когда? Почему? Как вы считаете…? Чем…? Какие виды…? Сколько…?»
  • «Когда вы собираетесь расширять свое производство? Как это будет происходить? Какое вы хотели бы приобрести оборудование?»

П – Проблемные вопросы.

Касаются сложностей, трудностей, которые есть у клиента и которые можно разрешить с помощью данного товара. Их задача: дать собеседнику возможность задуматься о проблемах, которые у него есть или будут, если он данный товар не купит (даже если о продукте ему пока известно немного). Эти вопросы могут быть как открытыми, так и закрытыми, на которые клиент ответит «Да» или «Нет»:

  1. «Заинтересованы ли Вы…?»
  2. «Нужна ли Вам помощь в…?»
  3. «Задерживали ли оборудование ваши прежние поставщики?»
  4. «Всегда ли оно работало надежно?»
  5. «Вы хотели бы модернизировать производство, чтобы поспеть за конкурентами?»

И – Извлекающие вопросы.

  • Касаются перечисленных клиентом сложностей, проблем в других сферах его бизнеса, а также последствий, к которым они могут привести, если все останется по-прежнему. Чем больше последствий будет перечислено, тем легче представить пользу и выгоду от вашего товара. Необходимо предоставить клиенту возможность задуматься и подсчитать вслух возможные убытки, которые потерпит компания, если проблемы не будут решены. Эти вопросы так же могут быть и открытыми, и закрытыми:
  • «Правильно ли я Вас понял?»
  • «Вы говорили о …»
  • «Что Вы имеете в виду…».
  • «К каким убыткам приводят задержки в поставках?»
  • «Чем вам грозит ненадежная работа оборудования?»

Н – Направляющие вопросы

На основе полученной информации продавец должен продемонстрировать все выгоды покупки и спросить оппонента, будут ли ему интересны определенные предложения. Клиент на этом этапе начинает понимать, что у него есть веские причины для работы с вами. Важно раскрыть пользу, которую он от этого получит. Надо лишь «подтолкнуть» мысли покупателя, чтобы он думал «в нужном направлении», с помощью наводящих вопросов. Построены они должны быть так, чтобы ответить на них он мог лишь «Да»:

  • «Вы раньше говорили…»,
  • «Что Вы думаете…?»,
  • «Что Вы имеете в виду…?»,
  • «То, что Вы упоминали только что…»,
  • «Какие могут быть альтернативы?»,
  • «Мне бы хотелось более подробно узнать…»,
  • «Уточните, пожалуйста…».
  • «Вам было бы интересно узнать, как можно раз и навсегда решить вопрос с поставками точно в срок и гарантировать надежную работу агрегатов?»
-2

Вот как СПИН-вопросы выглядят в комплексе:

С – Насколько у Вас большая квартира и есть ли домашние животные?

П – Как часто Вам приходится использовать пылесос и насколько эффективно он собирает пыль и мелкий мусор?</li>

И – Есть ли у кого-либо из членов семьи аллергия на шерсть животных и как часто происходит их линька?

Н – Вам наверняка интересны новые эффективные способы избавления от шерсти, не так ли?

Таким образом, выявив желания клиента, продавец стремится «привязать» к ним свой продукт, доказывая, что именно он позволит достичь желаемого состояния.

-3

Кстати, техника СПИН – самый эффективный способ для перехода к презентации вашего предложения, который, как правило, не вызывает отторжения клиента.