Найти тему

КРЕМАЦИЯ — ЭТО НЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОСОБ ПОГРЕБЕНИЯ

Сегодняшнюю нашу статью мы хотели бы посвятить теме - погребению тела усопшего человека. Конечно, обычный и привычный способ погребения — это захоронение тела в земле. «Из земли ты взят и в землю возвратишся», читаем мы в Священном Писании, книги Бытия, 3 глава, 9 стих. Но, есть еще один способ захоронения, который в последнее время становится очень распространенным — это кремация. Наверное, любому православному человеку он кажется абсолютно неприемлемым. Да и не только православным. Ислам и иудаизм также не признают сжигание умершего тела, как и Греческая и Сербская Православная Церковь запрещают кремацию. А, вот Русская Православная Церковь хоть и не одобряет кремацию тела человека, но и не запрещает. А, признают этот способ захоронения вот какие религии: буддизм, индуизм, джайнизм, синтоизм, различные языческие ветви, свидетели Иеговы. Кому мы уподобляемся. если считаем, что кремация — обычное нормальное явление и ничего страшного из себя не представляет?

Если мы заглянем в документ «О христианском погребении усопших», принятом Священным Синодом Русской Православной Церковью в заседании, состоявшемся 5 мая 2015 года, где особое внимание было обращено на благоговейное отношение к телу усопшего христианина и признано нежелательным сожжение тела, за исключением особых случаев. Официально Русская Православная Церковь не препятствует кремации под угрозой отлучения от Причастия, говорится в документе, но и не признает кремирование нормой погребения. Кратко отношение РПЦ к кремации можно сформулировать следующим образом: церковь не будет критиковать и запрещать сожжение тела, но, настоятельно рекомендует родственникам покойного выбрать традиционный способ — захоронения в землю. Учитывая разные обстоятельства, например: в Японии разрешено только кремирование. Православная церковь с пониманием относится к таким ситуациям, если человек скончался из-за какой-то опасной заразы. В целом РПЦ снисходительно относится к кремации, но, не одобряет её. При этом настаивает, чтобы были проведены все традиционные погребальные обряды. https://ritorg.ru/cremation/cremation-and-orthodoxy

Нам бывают известны такие ситуации, когда человек еще при жизни завещает своим родным, чтобы после смерти тело его кремировали. А, прах развеяли в каком-нибудь таком месте, которое, при жизни было очень дорого его сердцу. Родные усопшего не должны на это идти, так как после смерти душа усопшего уже этого не хочет. Потому что, как учат святые отцы, человек смотрит на это другими глазами. Мы все должны следовать заветам Христа. В таком случае, усопший будет благодарен своим родным, за то, что не послушали его а поступили по Божьей воле. Если при жизни, например, наш родной человек не ходил в церковь, то христианское погребение и молитва за него в цервки может помочь ему достигнуть Царствия Небесного, благодаря заботам о нем его родных.

У Никиты Филатова, автора статьи «Хоронить нельзя кремировать», (у кого, конечно, где здесь высвечивается запятая), протоиерей Владислав Цыпин рассуждает так: «Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но, со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего". https://pravoslavie.ru/81602.html

Вот именно уважение к останкам усопшего и не только к его останкам, но и вообще уважение к памяти усопшего близкого человека, к пониманию веры в то, что последний день тела усопших восстанут, «когда мертвые услышат Глас Сына Божьего и услышавшии оживут» (Ин.5:25). Во что же тогда они будут облечены, если тела их окажутся сожженными?

В своем интервью протоиерей Православной Церкви в Америке, Отец Лаврентий (Лоуренс) Фарли рассказывает, как однажды, присутствуя при захоронении праха кремированного покойника, об усопшем читались молитвы, в которых он упоминался как личность – с использованием местоимения «кто», как это и подобает. Затем вышел работник крематория, неся в руках пластиковый пакет с прахом умершего и спросил родственников покойного: «Куда мне это поставить?» Таким образом, усопший превратился в «что». Заметьте, он не сказал «его» или «ее», а сказал «это». Конечно, он не был бессердечным человеком, он просто выполнял свою работу и машинально произнесенными словами подтвердил, что кремация превращает человека в вещь – во что-то, что можно нести под мышкой в пластиковом пакете и поместить в маленькую погребальную урну. Например, работники похоронной индустрии не рассказывают людям, что кости не сгорают. При достаточно высокой температуре могут сгореть плоть, волосы и жир. И, если бы люди знали, что именно происходит в процессе кремации, то никогда бы на это не пошли. Да, кости не горят. Их выгребают из печи и помещают в специальную мельницу, где перемалывают до мелких частиц и кусочки костей разных людей смешиваются. Говорят, что их специально посыпают тальком, чтобы больше походило на прах. Все это – нечестные попытки скрыть от людей тот факт, что кости не горят. Одним словом, кремация означает деперсонализацию. https://pravoslavie.ru/106834.html

Конечно, церковь не считает, что люди, чьи тела сожжены, не воскреснут, и не лишит поминовения христианина, тело которого по каким-то причинам было подвержено кремации. Особенно, если это случилось вопреки воле усопшего. Ведь, древняя христианская традиция рассматривает тело человека не просто как оболочку для души, а как храм Духа Святого, к которому следует относиться с благоговением. Созданное по образу и подобию Бога, наше тело свято и способно постигать Его благодать. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются именно над телом, а в Евхаристии через тело человек причащается Святых Христовых Таин. Причащается через тело не только как сотворённое Богом, но и как искуплённое Им. Человек – это задуманный Богом священный союз души и тела. Воскресение всех мёртвых после Второго Пришествия Христа будет воскресением не только души, но и тела, по образу Воскресения Спасителя. Таким образом, наши тела будут участвовать в Спасении, в нашем вступлении в вечную жизнь. Конечно, похороненные в земле тела превращаются в прах, но Бог восстановит их, обновит и преобразит. Нельзя кремировать православных христиан по той причине, что сжигая тело, мы проявляем неуважение к нему, участвуем в его сознательном разрушении, словно показывая своё равнодушие или неверие во всеобщее воскресение мёртвых. https://pravoslavium.ru/kremaciya-v-pravoslavii-pochemu-cerkov-protiv/

Поэтому, хотелось бы донести до сознания людей, что не о том мы должны думать, что дешевле? Что дороже? Проще или выгоднее. Мы должны помнить о том, что после смерти мы не исчезнем, а вот где будем существовать и в каком обличии зависит как и от Бога, так и от нашего участия. Мы должны готовиться к переходу в вечность еще живя на земле, заботясь как о своей безсмертной душе, так и о своем теле, которое Господь наш Иисус Христос придя на землю, воскресит в последний день!

Елена Масленникова