Найти тему
БФ «Гольфстрим»

Что делать, если ребенка часто обижают в садике или школе?

Фото - pixabay
Фото - pixabay

Дочь снова пришла после уроков расстроенная – что случилось? Почему сын каждое утро собирается в детский сад со скандалом? Возможно, ваши дети подвергаются буллингу. О том, что это за явление, почему оно возникает и как с ним бороться рассказывает клинический психолог Анна Калашникова.

Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора.

Травля довольно банальное явление, появилось оно не вчера. Большинство из нас без труда вспомнит истории насилия, агрессии из школьного детства - если обижали не вас, то вы, к примеру, можете вспомнить, как травили вашего одноклассника. Многие знаменитости время от времени рассказывают о том, как им было некомфортно в школе и каким систематическим нападкам они подвергались от одноклассников.

Кто может стать жертвой буллинга?

Чаще это тревожные, молчаливые и сдержанные дети. Не всегда эти дети чем-то отличаются от других. Да, физические отличия, инвалидность, очки, этнические отличия могут стать побуждающим фактором для агрессора. Но самое главное – это то, как ребенок реагирует на того, кто его задирает.

Часто, корни проблемы следует искать в семье. Если в семье есть авторитарная мама, подавляющая ребенка, хронические заболевания, то у ребенка может быть сформирован стереотип поведения «жертвы». Малыш, который привык, что его ругают, принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, не может дать отпор обидчику. То есть создает все условия для нападок. А может, ребенок, наоборот, выдает такую бурную реакцию, что дразнить его становится интересно. Такое часто бывает у детей с определенными особенностями характера.

Буллинг - проблемы взаимодействия в группе

Часто в ситуациях насилия участвует несколько сторон. Как правило, большая часть участников занимают или обвинительную, или «нейтральную» позицию. Я считаю, что в первых рядах «виноватых» должны стоять взрослые: педагоги и родители. Поскольку дети – это люди с маленьким социальным опытом. Самооценка личности формируется только к 19 годам. Если в классе или группе садика возникла ситуация травли – ответственность несет в первую очередь педагог, который не провел необходимых профилактических мероприятий , не смог создать из группы школьников коллектив, не потратил время на обучение детей навыкам эффективного взаимодействия. Кроме этого, педагог не смог выявить начальную стадию буллинга и не вмешался. А может как-то сделал замечание ребенку, а дети восприняли это как призыв дразнить. Во вторую очередь - родители, которые не заметили эмоциональных проявлений у своего ребенка в виде подавленности, тревожности. Не смогли выстроить со своим ребенком доверительные отношения и поэтому узнали о положении своего ребенка в критический, пиковый момент.

Как предотвратить буллинг?

Если у ребенка нет опыта общения в коллективе, может он не ходил в садик, находился на домашнем обучении, то надо ему помочь. Приглашать одноклассников в гости, устроить совместный поход куда-то. Симпатизирующая ребенку группа детей станет в дальнейшем его буферной зоной. Необходимо научить противостоять обидчику. Ребенок сможет дать отпор, призвав на помощь друзей. Если буллер не получит желаемого – слез жертвы, просьбы о помиловании, он потеряет интерес и скорее всего отстанет.

Буллинг – это про превосходство и власть.

Часто целью травли является необходимое буллеру подтверждение его власти, силы. И это в большей степени объясняет, почему этот процесс становится затяжным, не одноразовым. У буллера, как правило, нет цели - довести человека до смерти. Агрессору, как бы странно это не звучало, нет в этом никакого резона. Он просто постоянно должен доказывать своему окружению, что силен. Достигается это тем, что выбранная жертва смиренно признает его физическое и психологическое превосходство. Важная деталь. Признание власти и силы обязательно должно быть публичным. Поэтому в настоящее время публичные унижения записываются и выставляются в сеть. Сейчас телефоны есть у всех детей, даже дошкольников. Хотя взрослым кажется, что это компромат агрессора против самого себя.

Как понять, что ребенок стал жертвой

Если вы заметили у ребенка нервный тик, проблемы с аппетитом, вдруг появилось недержание, то стоит с ним поговорить. Еще признаки того, что что-то не в порядке – это печальный вид, подавленное состояние, резкий отказ идти в садик или в школу, частая простуда или, например, жалобы на то, что болит живот. Замкнутость и склонность к уединению, плохая успеваемость – все это говорит о том, что ребенок переживает.

Рекомендации родителям

- Понять ситуацию объективно .

Действительно ли это травля или банальный, пусть болезненный и острый конфликт. Конфликт — это всегда история личностная. В случае травли люди объединяются против кого-то одного. Проанализировать самому или со специалистами ситуацию, рассмотреть позиции и поведение с разных сторон. Обратиться к специалистам школы (классному руководителю, психологу, социальному педагогу), к независимым специалистам с целью выявления у ребенка актуального эмоционального состояния, наличия психотравмирующих условий и пр.

- Действовать решительно и безотлагательно.

Если Вы считаете, что в отношении Ваш ребенок подвергается буллингу, нужно действовать незамедлительно, быстро и радикально. Обратиться к директору школы с официальным заявлением о принятии необходимых мер. Если администрация бездействует, обратиться в вышестоящие органы, в СМИ. Если Вашему ребенку грозит опасность – все средства хороши, миндальничать не стоит. Важно помнить, что систематическая травля без радикального вмешательства со стороны взрослого окружения приводит к совершению акта насилия (вплоть до убийства) любой из сторон и суициду.

- Оказать специализированную помощь ребенку: медицинскую, психологическую. Обязательная психотерапия. Хотя бы для того, что у ребенка не формировался комплекс неполноценности «Я заслуживаю такого обращения». Обычно психотерапия направлена на гармонизацию эмоциональной сферы (выведение из состояния подавленности в ресурсное) и обучение навыкам ассертивного (уверенного) поведения.

- Включить ребенка в коллектив, занимающийся социально одобряемыми действиями. Это может быть как творческой студией, так и волонтерской группой. Главное, чтобы ребенок находился в среде людей доброжелательных, объединенных общими интересами, общим делом. В такой среде формируются альтернативные насильственным конструктивные способы взаимодействия, повышается самооценка, улучшается самочувствие, формируются цели, перспективы, будущее.

- Сменить школу. Важно не менять шило на мыло. А выбирать такое учебное заведение, где риски буллинга сведены к минимуму. Сделать это очень сложно, поскольку администрация школы, как правило, утаивает такие явления (не выносит сор из избы). Признаком школы без насилия может быть открытость администрации и педагогического состава. А также развернутая социально значимая внеурочная деятельность.

Что еще важно:

1. Всегда быть на стороне ребенка. Для каждого ребенка независимо от того, норма он или с ограниченными возможностями здоровья, важно чувствовать тыл. И только в случае крепкого тыла ребенок скажет правду виноват он, или прав. Вот подходящие фразы: « Хорошо, что ты мне сказал», «Я тебе верю», «Ты не виноват».

2. Донести ситуацию до преподавателя. Рассказать, что родитель в курсе ситуации, что верит своему ребенку, что просит помощи в решении проблемы.

3. Нельзя влезать в коммуникацию детей. Возможно, нужно привлечь школьного психолога, чтобы он провел психологические упражнения в классе, поработал с каждым лично. Помог агрессору осознать, что он получает от травли, и найти решение, как почувствовать себя значимым другими способами.

4. Если становится понятно, что на ситуацию повлиять нельзя, то лучше поменять школу.

Какой бывает буллинг

1. Словесный. Издевательство, которое включает в себя оскорбления, угрозы, неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды, родителях.

Как помочь: Вместе придумать фразы, которые ребенок может сказать обидчикам. Например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое».

2. Физический . Многократно повторяющиеся удары, пинках, толчки, подножки.

Как помочь? Встречать ребенка из школы без опозданий, иногда за одну минут может произойти страшное. Обратиться к администрации школы или в местные правоохранительные органы.

3. Социальный. Над ребенком издеваются с помощью тактики изоляции. Не берут в группу, не пускают за стол на обеде, не приглашают на день рождения или угрожают, что никто не будет с ним дружить. Как помочь: Найти друзей вне школы.

4. Кибербулинг. Запугивание с помощью электронной почты, смс, сообщений в социальных сетях. Такой вид запугивания работает круглосуточно.

Как помочь? Ограничить ребенку время пользования гаджетами, сообщить о киберзапугивании в школу и Интернет-провайдеру. Если киберзапугивание содержит угрозы или сообщения сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

5. Булинг со стороны учителя. Иногда учителя выбирают себе жертву и оскорбляют ее перед всем классом прямо на уроке. Например, обвиняют ребенка в том, что родители не сдали денег на школьные нужды, не разрешают ребенку пить из общего кулера, так как мама не сдала денег на воду (такой случай был в Липецке).

Как помочь? Поговорить с преподавателем, обратиться к директору, написать в вышестоящие органы, например, в Министерство образования.

Автор - Анна Калашникова, психолог в социальной сфере благотворительного фонда «Гольфстрим», клинический психолог, психолог-консультант в детском инклюзивном центре «Вместе весело шагать», эксперт-методист «Подросткового клуба».