Гуамское ущелье – это одна из Российских достопримечательностей, которую должен посетить каждый, кто любит природу и активный отдых.
Основной маршрут по Гуамскому ущелью – экскурсионный поезд.
Машину мы оставили довольно далеко от станции, и сначала решили просто сходить посмотреть во сколько отправляется ближайший поезд.
Думая, что мы там пробудем полдня, я набрал в рюкзак бутеров и воды, его же пока оставил в машине.
Дойдя до кассы, мы поинтересовались, когда ближайшее отправление, нам сказали, что уже через 5 минут! За это время мы не успеем вернутся до машины, поэтому решили, что нафиг рюкзак с едой, там где-то вроде кафе должно быть.
Попадос был еще в том, что уже в поезде я обнаружил, что и фотик то я скорее всего оставил тоже в машине! Но пошарив по карманам, я нашел его и успокоился - видимо уже на автомате захватил)).
Про зонты мы тоже забыли, нам повезло что дождя в этот день больше не было.
Изначально железная дорога имела длину 11 километров, соединяя поселки Мезмай и Гуамка. Однако грязевой поток с гор уничтожил часть полотна и теперь туристам доступно только 1,7 километра пути.
Поезд едет достаточно неторопливо, позволяя полностью насладиться пейзажами.
Путешествие по каньону на поезде сопровождается довольно интересной аудиоэкскурсией.
Высота скал в Гуамском ущелье начинает увеличиваться со средней части каньона. Начиная с середины каньона, высота скал составляет более 400 м.
На выходе из ущелья скалы достигают высоты 480 м.
В целях безопасности пешие прогулки запрещены во время работы туристического железнодорожного транспорта.
На конечной станции находится пункт высадки/посадки пассажиров и кафе под названием "1707" (означает длину подходящего к нему железнодорожного полотна в метрах).
Дальше мы отправились по рельсам пешком.
В одном из поворотов ущелья на дне лежит упавший тепловоз. Зимой поезд расчищал снежные завалы и не рассчитал скорость. Поднимать целый поезд было затратно, поэтому с него спилили все, что уцелело, а останки так и лежат на дне.
Немного истории:
Узкоколейное железнодорожное полотно (ширина колеи равна 75 см, длина - 60 км) в Гуамском ущелье было сооружено в 30-е гг. XX в. и предназначалось изначально для транспортировки леса и пассажирских перевозок.
Постройкой сооружения занимались советские заключённые.
Инструментами строителей были лом и взрывчатка.
Рабочие, рискуя собственными жизнями, буквально вручную разбирали скалу.
Гуамское ущелье находится в зоне, где можно изучать историю планеты Земля. Формирование каньона началось на рубеже юрского и мелового периода мезозойской эры около 130 млн. лет назад. Где, по мнению исследователей в то время на территории современного ущелья находилось древнее море, о чём свидетельствуют известняковые слои отложений, образованные отмершими живыми организмами.
С течением времени благодаря геологическим процессам в недрах планеты морские воды отступили. Суша поднялась, образуя горное плато. Река Курджипс, двигаясь по каменному плато, постепенно размывала и углубляла своё русло.
Так и образовался Гуамский каньон.
Единственной тайной Гуамского ущелья является происхождение его названия, что в буквальном переводе означает "зловоние", "неприятное место".
Некоторые учёные связывают происхождение последней версии названия с дикими пчёлами, но в настоящее время такие естественные обитатели в этой области не наблюдаются.
Железная дорога Гуамского ущелья практически каждые 10 лет подвергается разрушениям природного характера. В 1979 г. здесь сошёл с гор мощный селевой поток, погибла обходчица путей Дедова М.А.
На месте её гибели был установлен памятный монумент.
Каньон может похвастаться и большим многообразием растительного покрова. Кустарники и деревья смешиваются между собой в необыкновенные картины.
В лесах произрастают буки, дубы, липы, ясени с вкраплениями высокогорного клена. На уступах скал хорошо себя чувствуют пихты и сосны, а подлесок богат на боярышник, азалию, рододендрон и кизил. Также в тенистых и влажных нишах можно увидеть реликтовые и вечнозеленые самшиты, усеянные небольшими и блестящими на солнце листьями. На осыпях и в сухих местах растет тис.
Высокие стены ущелья надежно скрывают теплолюбивые и древнейшие растения.
Гуамское ущелье разделяет 2 крупных горных хребта. Скалы каньона имеют продольную слоистую структуру. Каждый слой скал имеет уникальную окраску (оттенки розового, белого и красного цветов, коричнево-серая цветовая гамма). Разнообразная цветовая гамма каменных утёсов ущелья свидетельствует об изменениях состава соединений органического и неорганического характера.
Образование скал каньона относят к верхнеюрскому периоду.
Состоят гуамские скалы из известняка.
В некоторых местах можно наблюдать выделение геологических слоёв под углом к земной поверхности, что говорит о высокой сейсмической активности в древности на территории современного Краснодарского края.
В верхней части каньона рядом с мостом через реку Сухая Балка к скале прикреплена мемориальная доска, повествующая о подвиге советских партизан отряда Стаканова.
Подпольщики дважды взорвали железнодорожный мост. В результате чего был уничтожен вражеский железнодорожный состав и несколько десятков немецких солдат, продвижение немецкой армии в район города Сочи было предотвращено.
Река Курджипс, берущая своё начало в Лагонакском нагорье из родников, расположенных на высоте около 2,4 км, является притоком более крупной реки Белая.
Кажется, что из-за поворота сейчас вылезет вагонетка, толкаемая гномами!
В настоящее время Гуамское ущелье называют музеем древности природы под открытым небом.
С 1988 года территория каньона причислена к памятникам природы.
Гуамское ущелье находится в необычной природной зоне со своим особенным микроклиматом. Окружённая со всех сторон горами местность ущелья, защищена от холодных северных ветров зимой и сухих обжигающих ветров, дующих летом. Высокие скальные утёсы защищают долину реки Курджипс от прямых солнечных лучей, а воды реки поддерживают постоянную влажность воздуха.
На станцию мы вернулись опять за 5 минут до отправления поезда, сегодня прям везёт).
Обратная дорога тоже сопровождалась аудиоэкскурсией, но уже с другим текстом.
В некоторых местах вода стекает сверху с каменных утёсов.
Открытые вагончики стоили дороже, мы не глядя взяли билеты на закрытый, и случайно сели у окна где не было стекла, так что можно было так же высовывать голову и ловить ветер).
Здесь очень красиво, даже добавить нечего.
У каньона есть чем удивить даже тех, кто уже много чего повидал!