Я очень соскучилась по концертам. Страшно вспомнить: октябрь 2019 - Прага, ноябрь 2019 - Санкт-Петербург, а потом... перерыв почти на полтора года. И вот то ли ломка какая-то случилась, то ли просто бес попутал, занесло меня на шоу некой Евгении Зимы "Вивальди. Любовь и смерть в Венеции". Я специально не изучала информацию о самом шоу и не читала отзывов, чтобы не составлять мнение заранее и не быть предвзятой. Даже программку купила уже по окончании, чтобы не представлять, что меня ожидает. Ну что сказать - наверное, это шоу и рассчитано на таких лохов, потому что практичные люди сначала зайдут на какой-нибудь отзовик, а уж потом подумают, надо ли им тратить три тысячи на такую кустарщину. Поэтому и решила написать отзыв, ведь турне по стране у этих людей продолжается, вдруг я помогу кому-то не вляпаться.
Начну все же с программки, хотя, как уже говорила, для меня ей все закончилось. Хотя - нет, все же розы: еще в фойе начался перформанс, всем женщинам дарили розы, это было неожиданно, очень приятно и заранее расположило к тому, что будет происходить на сцене. Но, к сожалению, одной розы оказалось недостаточно, чтобы примирить с дальнейшим. А теперь - обещанная программка. Взгляните на это белое с позволения сказать безмолвие и постарайтесь не сломать глаза:
На дизайнере здесь явно сэкономили. Абсолютно нечитаемый текст, противоречащий абсолютно всем правилам типографики. Хотелось бы знать имя того, кто делал макет, чтобы случайно с ним не пересечься по работе. Обратите внимание на пробелы перед знаками препинания и отсутствие пробелов после оных. И, конечно, не могу не поделиться самым ярким перлом (жалея глаза читателей, увеличу фрагмент):
"Кто то"? -тся и -ться - серьезно? Знаки препинания? Нет, не слышали о таких. Это кто писал - ученик начальных классов? Или это компьютерный перевод? Китайская инструкция к шоу от Алиэкспресс? Короче, на копирайте сэкономили тоже.
Теперь о содержании. Антонио Лучиано Вивальди - это, простите, кто? У "нашего" Антонио второе имя - Лучо или Лучио (Lucio), но уж никак не Лучиано. Все полтора часа меня не покидало ощущение, что я и смотрю шоу о ком-то другом. Красивым глубоким грудным голосом Заслуженный артист РФ Анатолий Белый гнал какую-то пургу о Венеции, венецианцах, рыжем монахе и "Черном человеке" (не путать с Моцартом и Есениным). Пурга была стилизована под письма неизвестному "милостивому государю" и представляла собой отчет о некоем расследовании, смысл которого так никто и не понял. Кто, что и по приказу кого расследовал - зрителям не сообщили. Да и само расследование к концу зашло в тупик. Как человек, проработавший много лет в сфере копирайтинга, смею заверить, что нужен особый талант, чтобы болтать полтора часа и так ничего и не сказать, на профессиональном жаргоне даже есть такой термин "водность". Тут я лукавлю, конечно, полтора часа длилось само шоу, а эти короткие текстовые вставочки заняли от силы минут пятнадцать в общей сложности. Не так уж это и долго, можно было и не экономить на сценаристе.
Уже дома, после прочтения программки, задумка автора для меня немного прояснилась. Оказывается, Евгения Зима хочет представить нам композитора как фигуру таинственную и мистическую, этакое дитя Гомера от Шекспира, вплоть до горьковского вопроса "А был ли мальчик вообще такой человек?" Якобы достоверно нам известны только дата рождения и смерти, да и вообще мир узнал о нем чисто случайно в 1939-м году. У меня после этого только один вопрос к автору: Вы хотя бы Википедию видели? Там вообще замучаешься страницу до конца пролистывать, настолько нам о композиторе ничего не известно. Зачем пытаться притянуть мистику туда, где ее не ночевало? Да, большинство зрителей восторженно закатит глаза, но меньшая часть покрутит пальцем у виска и задастся вопросом "Что курил аффтар?" Но тут уж каждый сам выбирает - получать признание у толпы или у думающей части зрительного зала.
Впрочем, в описываемом мной шоу никакие сведения о жизни Вивальди нам практически не понадобятся, потому что - неожиданно - из почти двух десятков разыгрываемых на сцене музыкальных треков только три авторства этого композитора. Все остальное... смотрите сами:
А теперь представьте, как я удивилась, услышав арию Неморино "Una furtiva lagrima". Я же не знала, что меня ждет, и была свято уверена, что пришла слушать Вивальди. А мне предлагают Доницетти! До этого я точно знала, что он не Вивальди, но тут засомневалась. Но после Прокофьева и Альбинони сомнений уже не осталось, я убедилась, что фамилия Вивальди была вписана в название шоу для привлечения всяких лохов типа меня. Не то чтобы я против других композиторов, просто не поняла, зачем они здесь. И еще более не поняла, чем вообще руководствовалась Евгения при выборе композиций. Если и была в этом какая-то логика, для меня она осталась загадкой. Наиболее вероятной мне показалась версия "мы это уже умеем играть, давайте включим в программу, почему бы нет". Иначе чем объяснить, например, "Carmina Burana"? Уж она-то, написанная в нацистской Германии, точно не имеет отношения ни к Вивальди, ни к Италии, ни к музыке барокко вообще.
Но все это, наверное, можно было бы пережить, если бы инструменты были "живые", а не электроника, а местами и вовсе "фанера". "Виртуозы Петербурга" в общем-то неплохо играли, но обилие аппаратуры и усилителей погубило все очарование прекрасной музыки. Такой звук мы же можем и дома в колонках послушать, на концерты ходят не за этим.
И раз уж о звуке, то и о свете: это страшный сон эпилептика - периодически зрителей с какой-то неясной целью ослепляют сериями фотовспышек, а на фоне не очень четких мультимедийных картинок постоянно светятся красные огоньки микрофонов. Правда, когда не пытаются убить зрителей световыми эффектами, все выглядит вполне гармонично.
О хореографии шоу: ее нет. На хореографе опять сэкономили, танцы поставлены никак, танцоры двигаться не умеют. Да, я избалована всякими "Нотр-Дамами", но и на детских танцевальных конкурсах мне довелось присутствовать пару десятков раз, так вот поверьте - дети танцуют лучше. Скованные и неслаженные движения, вот что это было. Как будто танцоры опасаются задеть или уронить друг друга. Трюки выглядят так, будто их только вчера разучили. Скрипачка зачем-то тоже пытается изображать разные танцевальные па в непонятном стиле, но получается у нее, прямо скажем, не очень. К счастью, большая часть этого действа благоразумно скрыта от половины зрителей звуковой аппаратурой, занимающей чуть ли не четверть сцены.
О костюмах: о, да! Евгения несколько раз за полтора часа переодевается в платья разных цветов, но одного и того же фасона (экономим на дизайне), срисованного то ли с диснеевской принцессы, то ли с куклы барби. Это было бы даже мило, если бы ей было лет одиннадцать. Платья дисгармонируют с одеждой других музыкантов, не вписываются ни в эпоху барокко, ни, тем более, в современность, но очень вписываются в романтические грезы маленьких девочек, а если учесть декольте и разрезы до "вам по пояс будет", то и пубертатных девушек. Вспоминала выступления Дэвида Гарретта - он выходил в обычной рубашке, а иногда даже и в футболке, и - о чудо! - на звучании скрипки это никак не отражалось. Остальные участники шоу одеты в то, что нашли в собственном шкафу, либо в то, что было не жалко отдать из костюмерной какого-то не самого топового театра.
Вокал: Евгения, милая, Вы неплохо играете на скрипке, но петь Вам не нужно, поверьте! Это выглядит... испански стыдно. Я не вправе давать советы, но на всякий случай напоминаю, что существуют а) другие певицы и б) педагоги по вокалу, не нужно на них экономить! Я - честно - не понимаю, как после такого можно выходить и требовать аплодисментов, это же какое самомнение нужно иметь? Тем более, когда рядом такой тенор, как Илья Римар. Не знаю, зачем этот блестящий певец участвует в этом шоу непрофессионалов, но он однозначно его не просто украшает, а делает пригодным для зрителей. Уверена, что если бы не его вокал, шоу смело можно было бы закрывать, потому что все остальное либо ужасно, либо (в лучшем случае) просто средне.
Мультимедийность: сама идея мне понравилась, можно сделать очень красивое шоу, используя эти технологии. Поправка - можно было бы. Венеция - прекрасный город, но не в данном исполнении. Дворец дожей раскрашен в какие-то кошмарные кислотные цвета, гондола выглядит непропорционально огромной по сравнению с человеком, купол Санта Мария делла Салюте напоминает развалины, хотя во времена Вивальди эта церковь только что построена. А к чему были пролетающие по сцене павлины? Они очень красивые, я не спорю, но какое отношение они имеют к сюжету?
Кстати, о сюжете. Если не считать вышеупомянутой пурги, его в шоу нет. По сути это просто набор никак не связанных друг с другом вокально-танцевально-инструментальных номеров для разных инструментов, раскрашенный мультимедийными компонентами. Попытка объединить их общим замыслом если и была, то она провалилась, но, скорее всего, такой задачи перед исполнителями не ставилось. После каждого номера артисты выходят на авансцену для аплодисментов, ну чем не концерт? В сюжетных шоу никто не станет перебивать зрителям впечатление внезапными поклонами посреди действия.
А эти заигрывания со зрительным залом после шоу? Напоминало детский утренник. "Мы играем после выступления, только если зрители кричат "бис", покричите же скорее!". "Ну включите, включите же мне фонарики на телефонах, я так люблю, когда зажигают фонарики!" "А теперь все вместе давайте проорем "елочка зажгись" "Вивальди любовь" и пойдем домой любить друг друга!" Все это с кошмарными жеманными ужимками. И рефреном через слово к месту и не к месту - любовь, любовь, любовь. Ну хоть спасибо, что не смерть, которой, кстати, так и не было в шоу, несмотря на название. Не то чтобы я настаиваю на смерти, просто названию желательно соответствовать содержанию. Посреди исполнения номера на бис Евгения вдруг оставила своих коллег, резво убежала со сцены и вернулась уже в новом платье с очередным разрезом до "вам по пояс будет" - посмотрите, у меня еще и такое платьице есть, как я вам? Мужчины, которые были со мной на этом действе, поведение автора шоу оценили не иначе как "кривляние". "Она же девочка, - попыталась я заступиться. - Слегка кокетничает, что в этом страшного?" "Знаешь, Лена, если все девочки начнут так кокетничать, то все мальчики станут геями", - ответили мне.
На этой, безусловно, жизнеутверждающей ноте, наверное, следует заканчивать кидаться помидорами, хочу только напомнить, что, как следует из заявления автора шоу, цель ее была - создать синергию искусств. Синергия предполагает, что эффект совместного воздействия нескольких факторов оказывается сильнее действия каждого из этих факторов в отдельности. И действительно - никакой сюжет плюс средненькое исполнение плюс слабенький дизайн плюс высокое ЧСВ дают очень мощный синергический эффект, каждый из этих факторов сам по себе не был бы столь ужасающим, как их слияние. Евгения слишком буквально поняла поговорку "хочешь сделать хорошо - сделай сам", некоторые вещи нужно все же доверять профессионалам.
P. S. Намеренно не иллюстрирую отзыв фотографиями самого шоу. Во-первых, ими увешан весь Интернет, все желающие могут насладиться через Яндекс-картинки. Во-вторых, фотографировать во время театрального представления - дурной тон, это мешает и актерам, и другим зрителям. В-третьих, фотографии с телефона в тех условиях все равно получились бы дурацкими, зачем усиливать уже и без того зашкаливающую синергию? Однако хотелось бы огласить весь список создателей шоу и его заявленных участников, большую часть которых мы на сцене не увидели. Наверное, они просто не захотели иметь отношение к получившемуся безобразию и гордо ушли из шоу.