Найти тему
Мир кораблей

Почему авианосец HMAS Melbourne считали проклятым кораблём?

В апреле 1943 года на верфи британской судостроительной компании Vickers-Armstrong был заложен киль нового лёгкого авианосца типа Majestic. Однако его строительство затянулось, и корабль был спущен на воду лишь в феврале 1945 года. Дальнейшие работы были заморожены в связи с окончанием войны.

Спустя 4 года недостроенный авианосец был куплен военно-морским флотом Австралии. После достройки и модернизации #корабль получил новое название Melbourne («Мельбурн») в честь австралийского города. В 1955 году он вошёл в состав ВМС Австралии. «Мельбурн» не принимал участия в военных операциях. Авианосец лишь изредка эскортировал корабли во время войны во Вьетнаме.

 HMAS Melbourne в Пёрл-Харборе в 1958 году
HMAS Melbourne в Пёрл-Харборе в 1958 году

10 февраля 1964 года авианосец под командованием капитана Джона Робертсона проходил испытания и учения после профилактического ремонта. В тот же день были назначены испытания эсминца Voyager («Вояджер»), командиром которого был капитан Дункан Стивенс. Учебные манёвры предполагали взаимодействие обоих кораблей.

Эсминец, действуя в качестве эскорта, держался от «Мельбурна» на расстоянии полутора километров с правого борта. В ходе дальнейших манёвров «Вояджер» должен был пропустить #авианосец вперёд и занять место слева. Однако он отвернул от «Мельбурна» и затем совершил резкий поворот в сторону авианосца без предупреждения о своих намерениях.

Команда «Мельбурна» думала, что такими манёврами эсминец сбрасывает скорость для разворота позади авианосца. Но «Вояджер» не изменил курс и направился к «Мельбурну». Командиры обоих кораблей поняли свою ошибку, когда избежать столкновения было невозможно. Робертсон приказал сбросить скорость, но было уже поздно.

Спустя несколько секунд «Мельбурн» врезался в эсминец. «Вояджер» буквально разрезало пополам. Очень быстро отрубленный нос эсминца ушёл под воду , корма же держалась над водой около получаса. Началась спасательная операция. В результате столкновения погибли 82 человека, в том числе и командир «Вояджера».

 Носовая часть авианосца после тарана эсминца HMAS Voyager
Носовая часть авианосца после тарана эсминца HMAS Voyager

На комиссии виновными было признано командование обоих кораблей. «Вояджер» пренебрёг указаниями, приблизившись к крупному кораблю без предупреждения. «Мельбурн» не предупредил эсминец о риске столкновения и не принимал меры, чтобы его избежать. Позже была созвана вторая комиссия, в ходе которой виновным был признан Дункан Стивенс. Командир авианосца и вахтенные офицеры были освобождены от ответственности.

Этот случай стал для многих офицеров австралийского флота поучительным. После инцидента капитаны эскортных кораблей имели инструкции о том, как избежать повторения ситуации. Такие же инструкции получил и #эсминец USS Frank E. Evans («Эванс»), который моряки прозвали «Счастливчиком Эвансом».

В ночь 3 июня 1969 года «Мельбурн» под руководством Джона Стивенсона проходил учения в сопровождении эсминцев и фрегатов. Стивенсон прекрасно знал подробности случая с эсминцем «Вояджер» и подчёркивал необходимость соблюдать осторожность.

Стивенсон приказал «Эвансу» занять место позади эскорта, доложив о курсе авианосца. Эсминец, находившийся по левому борту, вдруг повернул направо, нарушая все предписания и инструкции. «Мельбурн» предупредил «Эванса» об опасности, но эсминец не изменил курс.

Капитан авианосца во избежание тарана приказал отвернуть налево, предусмотрительно предупредив эскорт о манёвре. В эти же секунды «Эванс» понял, что идёт встречным курсом, и резко повернул вправо. Эсминец развернулся левым бортом к авианосцу, который шёл ему навстречу. В 3 часа ночи «Мельбурн» протаранил миноносец, разломив того надвое. Почти весь экипаж «Счастливчика Эванса» в момент столкновения спал. В ту ночь погибли 74 человека.

 Операция по спасению экипажа USS Frank E. Evans. Носовая часть эсминца ушла под воду
Операция по спасению экипажа USS Frank E. Evans. Носовая часть эсминца ушла под воду

В ходе расследования выяснилось, что #капитан «Эванса» спал в своей каюте, а командовали кораблём лейтенанты Рэмси и Хопсон. Рэмси не сдал экзамен на квалификацию вахтенного, Хопсон вышел в море первый раз. Офицеры «Эванса» были преданы трибуналу по обвинению в халатности.

-4

Австралийские моряки дали «Мельбурну» прозвище «Держись подальше». За свою 30-летнюю службу он стал участником ещё нескольких мелких столкновений. Среди суеверных матросов шли слухи о сглазе авианосца. Не потопив ни одного корабля противника, он в мирное время отправил на дно два союзных эсминца.

В 1982 году «Держись подальше» был выведен из состава ВМC Австралии. Поначалу планировалось сделать из корабля казино, но через 3 года он был продан Китаю на слом.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: