Найти тему

Как сильно могут меняться машины на стадии разработки на примере Т-125. Восхищение эпохой 60-х

Добрый день!

О том, как рождался наш старый добрый Т-150К можно слагать легенды. Его предшественник, перед тем как принять свой окончательный вид пережил столько трансформаций, что в голове не укладывается как сильно он менялся.

А всё началось якобы с поездки Хрущева в США, якобы насмотрелся он там больших колесных тракторов и распорядился, чтобы у нас создали такие же. В общем, кукуруза не единственная идея, которую он нам привез.

Как помните, у нас то в те времена на полях в основном работали гусеничники, а тут мощные большие колесники!

Работать над новым проектом поручено конструкторам ХТЗ. Им нужно было создать колесный трактор третьего тягового класса. Это требование закреплено Распоряжением Совета Министров СССР №831 от 10 января 1959 года.

Для создания новой машины использовались наработки НАМИ. У них был трактор-тягач НАМИ-044, который лишь отдаленно напоминал готовый Т-125. Никакой вам шарнирно-сочлененной рамы, НАМИ-044 поворачивал торможением колес левого или правого борта.

Вот вам и первая трансформация, конструкторы обдумывали какую схему поворота выбрать. Торможение бортами никуда не годилось.

Предложено сделать передние колеса поворотными. А Сошников Александр Андреевич, главный конструктор ХТЗ предложил шарнирно-сочлененную раму, с которой он ознакомился на трофейном итальянском артиллерийском тягаче. Итак, дилема, для решения которой решено построить по одному тягачу первой и второй конструкции!

Обратите внимание, как тяжело шла разработка. Чтобы проверить ту или иную теорию, необходимо было построить опытный образец. Вот он, безкомпьютерный мир. Тяжело, но при этом быстро справлялись с этим советские конструкторы.

Для скорости разработки на опытных машинах использовались компоненты от серийных машин и тракторов. Здесь стоит кабина от грузового автомобиля.
Для скорости разработки на опытных машинах использовались компоненты от серийных машин и тракторов. Здесь стоит кабина от грузового автомобиля.

Изготовлен Т-91 с шарнирно-сочлененной рамой и Т-92 с поворотными передними колесами. Выбрали первый вариант. Так появился Т-90, который показали на выставке ВДНХ 1959 года. Именно такую схему выбрали для дальнейших работ.

-3

Уже к 1962 году документация была готова и трактор попал на конвейер, где и находился до 1969 года.

В таком виде Т-125 находился в серии.
В таком виде Т-125 находился в серии.

К чему это я? Представляете какой большой труд было создать новую машину! У конструкторов появляются идеи, какие-то отметаются, какие-то требуют проверки на практике. Создаются опытные машины для проверки концепций, опять анализируются результаты испытаний. И всё это без цифровой техники, лишь карандаши, линейки да записные блокнотики. И с Т-125 управились всего-лишь за три года! Распоряжение о разработке трактора издано в 1959 году, в 1962 году Т-125 уже в серийном производстве!

-5

Т-125. Хрущевская идея, навеянная западом

Да, в этом плане 60-70-е годы это нечто выдающееся, в те времена наш мир менялся как никогда. Именно в 60-е плюс минус 5 лет разработаны всем нам известные МТЗ-80/82, ДТ-75, Т-4/4А, Т-150/150К, К-700-е, комбайны Нива и другие машины, можете добавить в комментариях. Именно машины той эпохи сделали наше настоящее, много где эти машины всё еще в строю и являются главной силой на поле. И да, в 60-е мы полетели в космос! А сегодня мы всё топчемся на месте без реального прогресса, стараемся не созидать, а выживать.

Поэтому отдаем дань уважения конструкторам 60-х годов за тот фундамент, который они нам оставили!

На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен . До скорых встреч!!!