Реакционная и брутальная сторона жанра Рэп становилась все более и более ожесточенной. Суть «Hardcore Rap» - в том виде, в каком он существовал недолго - подпитывалась разочарованием и гневом повседневной жизни в гетто, где проблемы дискриминации и бедности принуждали многих к преступности.
Преступники или «гангстеры» из гетто использовали рэп, чтобы открыто и агрессивно рассказывать об этой ситуации. Гангста-рэп возник на западном побережье США, в основном в соседних с Лос-Анджелесом районах.
Ситуация вышла из-под контроля, из-за нескончаемых «войн за территорию», о том, какой банде какой район разрешено контролировать. Не последней из причин этой городской войны был крэк-кокаин (дымящиеся кристаллы), который появился в середине восьмидесятых и оказался более сильным и разрушительным, чем обычный кокаин.
В конце концов спираль достигла дна, кульминацией чего стали исторические беспорядки в Лос-Анджелесе 1992 года, не случайно ставшие прорывом гангста-рэпа.
Хотя по содержанию это намного более хардкорный, чем любой другой рэп, звук West Coast Rap легкий и фанковый (подходящий для теплого климата). Жанр - парадокс угрожающих или скандальных сообщений, передаваемых через легкие звуки.
Музыка наполнена стереотипными звуковыми эффектами: перезвон колокольчиков, высокотональные синтезаторные мелодии и глубокие жирные басовые партии. Особенно ответвление G-Funk (G от Gangsta), в котором сэмплированы только самые жирные и заводные фанк-грувы.
Сосредоточение внимания на бесплатных записях Rare Groove и цифровых звуках стало непосредственным следствием запрета на семплирование, после судебного процесса 1991 года по делу Biz Markie. Хотя в конце восьмидесятых рэп с западного побережья уже прослеживался у пионеров Ice-T и N.W.A., этот жанр стал мейнстримом в 91-92 годах благодаря печально известному лейблу Death Row Records и дебютам некоторых из самых известных исполнителей рэпа.