В статье "Как эффективно организовать адаптацию специалиста и руководителя" мы начали рассмотрение в целом такого важного элемента системы управления персоналом, как адаптация. И более конкретно остановились на организации процесса адаптации в организации специалистов и руководителей.
Данная же статья будет посвящена рассмотрению адаптации на предприятии рабочих. В целом процесс адаптации этой категории ни чем не отличается от уже рассмотренного: а) он точно также направлена на адаптацию к компании, к должности (профессиональная адаптация) и к коллективу (социально-психологическая адаптация); б) сам процесс также включает две части - общую и индивидуальную; в) общая часть процесса адаптации, как правило, включает те же мероприятия, что и адаптация специалистов и руководителей. В большей степени процесс адаптации отличается индивидуальной частью программы. На ней и остановимся более подробно. Процесс адаптации рабочих, как правило, осуществляется одновременно с их подготовкой (переподготовкой). И может быть организован преимущественно двумя способами:
а) если позволяют условия предприятия и/или адаптации подлежат рабочие, выполняющие одинаковые (сходные) обязанности, то этот процесс может быть организован в отдельном структурном подразделении (центре подготовки и переподготовки - он может иметь и другое название); б) в большинстве же случаев этот процесс организуется в структурных подразделениях, непосредственно на производстве.
Поскольку более распространён второй вариант, на нём и остановимся. Как правило, этот процесс проходит под непосредственным руководством мастера производственного участка, на котором и будет осуществлять свою трудовую деятельность рабочий. Мастер же и несёт ответственность за качество адаптации и подготовки рабочего. Для обеспечения качества подготовки (переподготовки) рабочего мастер может привлекать профильных специалистов в качестве консультантов в процессе теоретической подготовки. Особенно это важно в том случае, если функциональные обязанности рабочего сопряжены со взаимодействием с другими структурными подразделениями, участвующими в производственном цикле. Из числа ответственных высококвалифицированных (опытных) рабочих назначается наставник, который и закрепляется за вновь принятым (переведённым) рабочим. Список рабочих, которые могут выступать в качестве наставника, как правило, утверждается соответствующим руководителем (Генеральным директором, Директором по производству, Директором по персоналу и др.) ежегодно. Для повышения мотивированности рабочего в качестве наставника, его труд целесообразно оплачивать дополнительно. Как правило, наставник закрепляется за вновь принятым (переведённым) работником руководителем структурного подразделения в первый его рабочий день. В этот же день работнику выдаётся документ, в котором отражён весь перечень необходимых для освоения теоретических знаний и в котором будет отмечаться процесс освоения этих знаний. Название, форма, содержание данного документа, как правило, определяется предприятием самостоятельно, исходя из его специфики. Он, например, может называться "Листок учёта теоретической подготовки" и иметь следующую форму:
Кроме теоретических знаний рабочий, в обязательном порядке, получает и практические навыки работы, в том числе и на оборудовании. Поэтому руководитель структурного подразделения в первый его рабочий день также выдаёт рабочему ещё один документ, в котором найдёт своё отражение и этот процесс. Название, форма и содержание данного документа также определяются на предприятии. Его название, например, может быть "Дневник производственной подготовки (переподготовки, стажировки)", а форма иметь следующий вид:
Таким образом, в процессе адаптации и подготовки рабочего основные обязанности распределяются следующим образом: а) работник самостоятельно изучает теоретическую часть, получая необходимые консультации от мастера; б) наставник отвечает за практическую подготовку рабочего - непосредственно на рабочем месте организует и осуществляет выработку необходимых навыков и умений и руководит этим процессом; в) мастер производственного участка отвечает за адаптацию рабочего в коллективе и его общую подготовку (готовность) к трудовой деятельности.
Процесс адаптации и подготовки рабочего осуществляется в пределах рабочего времени согласно Тематическим планам. Тематические планы по конкретным профессиям, как правило, разрабатываются руководителем структурного подразделения и согласовываются с главными специалистами - членами комиссии (технолог, представитель ОТК, специалист по качеству и др.). В обязательном порядке утверждаются соответствующим руководителем (Директор по производству, Директор по персоналу и др.). Им же утверждается и форма данного плана. Она может иметь следующий вид:
Безусловно, кроме Тематического плана определяются и сроки подготовки (переподготовки, стажировки) по каждой профессии. Они же являются и сроками адаптации работника. Как результат этого процесса - по окончании производственной подготовки (переподготовки, стажировки) работник должен подтвердить достигнутый профессиональный уровень. Подтверждение осуществляется путём выполнения работы, соответствующей по своей сложности разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, а также позволяющей выявить в какой мере работник освоил технологию выпускаемой продукции, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда. Результаты подтверждения оформляются в Дневнике производственной подготовки (переподготовки, стажировки) в виде заключения о достигнутом уровне (см. ранее).
В большинстве случаев по окончании срока подготовки (переподготовки, стажировки), после успешного подтверждения достигнутого уровня, работник проходит обязательную проверку знаний. Результаты проверки знаний заносятся в соответствующий Протокол заседания комиссии, форма которого может быть следующей:
Не должна оставаться без внимания и работа наставника. Сотрудник, который завершил программу подготовки (переподготовки, стажировки), перед прохождением проверки знаний на заседании комиссии в обязательном порядке должен заполнить Отзыв о работе наставника. Форма и содержание данного документа определяется в организации. Отзыв может иметь следующий вид и включать такие вопросы:
Этот отзыв является еще одним обязательным документом, позволяющим не только оценить работу наставника, но и совершенствовать процесс адаптации рабочих. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели два происходящих параллельно процесса - адаптации и подготовки рабочего на производственном предприятии. В ходе этих процессов вновь принятый рабочий не только приобретает необходимые навыки и умения, осваивает имеющееся оборудование, но и проходит социально-психологическую адаптацию. Ведь практически никогда на собеседованиях не ведётся речь о неформальных отношениях и лидерах в коллективе (как показывает практика, далеко не все руководители сами владеют такой информацией!!!). А ведь для многих новых сотрудников отношения в коллективе, зачастую, имеют одно из самых важных (очень часто - самое важное!) значений. Именно они играют решающую роль при принятии решения сотрудником о продлении (разрыве) трудовых отношений (особенно в период испытательного срока). Поэтому важность периода подготовки и адаптации рабочего трудно переоценить (обычно происходит недооценка).