Blizzard – удивительная компания. В игровой индустрии, наверно, не найдётся более прозаичного случая "скатывания" энтузиастов-первопроходцев в денежную яму. Да, это уже не те энтузиасты-первопроходцы, поскольку большинство разработчиков, что делали главные хиты компании, уже давно там не работают. Только вот люди со стороны почему-то об этом постоянно забывают, ассоциируя громкое имя компании с её былыми заслугами. Blizzard 20 лет назад – поставщик нового, совершенно уникального, игрового опыта. Blizzard 10 лет назад – берёт существующие идеи и дорабатывает формулы их успеха до ума, задавая новый стандарт в жанрах. Blizzard сегодня – паразитирование на собственных продуктах с приложением минимальных усилий.
Нижеприведённый текст – крик души, не претендующий на оригинальность и признание. Автор не хочет никого обидеть и тем более высмеивать. Это всего лишь субъективное и мало кому интересное мнение. Все эти темы давно измусолены, но по какой-то неведомой мне причине, интернет как будто забывает о них каждый год, продолжая твердить "Ну теперь-то заживём!" после очередного BlizzCon. Я просто пройдусь по всем проектам компании, просто чтобы в очередной раз напомнить себе и читателям, в каком состоянии находятся вся интеллектуальная собственность Blizzard.
Warcraft
Начнём, пожалуй, с самого очевидного. Огромную часть своего детства я провёл в Warcraft 3 и его редакторе карт. Возможно, именно он привил мне любовь к творчеству в то время. Русифицированная версия, какой бы далёкой от оригинала она не была, греет душу каждого знакомого с ней. Игра, выведшая жанр стратегий в реальном времени на новый уровень, открыв миру ещё пару игровых жанров, благодаря сообществу. Позднее жанр RTS также всколыхнёт только следующая стратегия от той же Blizzard. Игра на века, в которую и сейчас не стыдно вернутся. А... Ой...
Вернуться-то не получится. По крайней мере легально. Вместо лампового Warcraft 3 в лаунчере компании нас ждёт его злобный брат-близнец, которого мама теперь выдаёт за своего единственного сына. Брат-близнец этот уродлив и неудобен, а также не имеет памяти оригинала. По сей день он находится на самом дне пользовательского рейтинга на Metacritic, а конкуренцию ему составляют только бесконечное множество одинаковых спортсимов от EA. Хотите поиграть в оригинальный Warcraft 3 – запасайтесь ромом, отдавайте швартовы и отправляйтесь на абордаж. И судя по текущей ситуации, Blizzard на это наплевать.
Пророчу, что на следующих своих выставках, компания рано или поздно покажет публике Warcraft 3 Classic, вернув старый Warcraft 3 в лаунчер, добавив разве что поддержку широкоформатных разрешений. А может и не будут ничего делать и оставят всё как есть. Продать-то это дело уже не получится.
Warcraft 1 и 2 же, найти в официальном магазине Blizzard не выйдет ни в каком виде. Однако, их можно найти в GOG.com, в котором любезные поляки облагораживают старые игры поддержкой современных операционных систем и форматов изображения. На самом деле, до сих пор не могу уловить логику компании НЕ выпускать их в своём лаунчере.
World of Warcraft
Заранее оговорюсь, что с WoW я знаком очень опосредованно и лично никогда в него не играл. 17 лет назад игра задала новый стандарт для жанра MMORPG. Олды, заставшие Ultima Online и Runescape, были удивлены не меньше рядовых игроков, не слышавших о жанре ровным счётом ничего до релиза WoW. Огромный мир, рейды на боссов, какой-никакой сюжет, отличнейшая графика (на то время), так ещё и всё по знакомой и любимой вселенной лучшей стратегии. Что это, если не игра мечты?
Любой разработчик мечтал повторить успех WoW, однако редко кому удавалось хотя бы приблизится по количеству игроков к нему. Очередной заданный стандарт, с которым необходимо считаться, если хочешь успеха.
Сегодня рынок MMORPG заполнен корейскими играми, похожих друг на друга как две капли воды. Опосредованно находятся лишь старички, вроде Guild Wars 2, Lineage 2 и RuneScape, а также игры, делящие практически весь рынок фэнтези-RPG сегодня: World of Warcraft, The Elder Scrolls Online и Final Fantasy XIV. TESO, несмотря на свой довольно неудачный старт, благодаря массовым изменениям смогла добиться признания фанатов серии, а её онлайн сегодня с каждым днём только набирает обороты. Аналогичная ситуация с FFXIV, которая смогла приблизиться к своему главному конкуренту не только на восточном, но и на западном рынке, благодаря грамотному "ребрендингу" и огромному количеству уникальных для жанра нововведений. И если каждое последующее огромное дополнение для "финалки" и "свитков", судя по общественному мнению, становится только лучше предыдущего, то с WoW ситуация не так однозначна. Фанаты критикуют почти каждое нововведение в игру, обвиняя разработчиков в убийстве некогда великой MMORPG. Этот вывод основан лишь на личных наблюдениях, так что за его объективность не ручаюсь.
Но что можно оценить объективно со стороны, так это существование World of Warcraft Classic. Я так и представляю себе момент, когда в офисе Blizzard додумались до этого.
– Блинб, игроки на форумах жалуются, что мы испортили их любимую игру. Что делать?
– А что мешает им играть в старую игру?
– То, что мы её больше не поддерживаем.
– А что нам мешает поддерживать её?
– То, что сюжет франшизы ушёл далеко вперёд и события, которые были в старой игре, уже не актуальны.
– Так давайте запустим франшизу заново! 15 лет прошло, большая часть наших игроков тогда ещё под стол пешком ходила. А это потенциальные покупатели.
– Действительно...
Шалость удалась. В WoW вернулась огромная база игроков, а вместе с ней ещё и новички подтянулись, которые не застали "ту самую вовку", но по советам дедов отправились её покорять. В общем-то, все счастливы, чё прикопался-то? Да вот как-то нечестно получается, что ребятки генерируют деньги из воздуха, за счёт заслуг старых работников компании. Естественно, с точки зрения законодательства, никаких проблем тут нет, но объективно, по-человечески... Ну вы поняли. Disney и не такое вытворяет с наследием мультипликатора.
StarCraft
Опять же, честно, я не играл во второй StarCraft. Даже первый трогал всего ничего. Просто как-то не идёт. 40-тысячный Warhammer как-то больше увлёк в своё время (речь о Dawn of War). Так что никаких тёплых ностальгических чувств по этой франшизе, в отличии от Warcraft, не испытываю. Тем не менее, я прекрасно осознаю его значимость для жанра RTS в частности, и всей индустрии в целом. Игра, сумевшая создать идеальный баланс между игровыми расами и перевернувшая жанр стратегий в реальном времени ещё раз, вслед за Warcraft.
Здесь, собственно, и говорить нечего. Трилогия второго StarCraft закончилась, после чего вышел ремастер оригинальной первой части в 2017 году. Вторая часть при этом теперь распространяется по F2P-модели: кампания Wings of Liberty и сетевая игра (без рангов) бесплатны, остальное докупай, в том числе косметику и героев. После этого, о франшизе вспоминали лишь в рамках Heroes of the Storm, о которой ниже. Есть ли у Blizzard какие-то планы на франшизу, или она будет доживать остаток дней, лишь как киберспортивная дисциплина, никому не известно.
Hearthstone: Heroes of Warcraft
Моё личное знакомство с Hearthstone началось, когда вышла "Лига исследователей". Несмотря на то, что в WoW я не играл, ККИ меня зацепила где-то на полгода. Я бросил игру после осознания того, что чтобы побеждать, тебе необходимо быть рабом меты. Да, мета, в том или ином виде, имеется в любой соревновательной онлайн игре, это часть их "культуры". Тем не менее, игры, в которых твои успехи привязаны к рандому и кошельку больше, чем к твоим игровым навыкам, принято называть "казино". А мета в Hearthstone, в основном, строится вокруг легендарных карт (самых редких). Вот и получаем, что мета здесь мало чем отличается от казино. Так было не всегда (возможно сейчас и не так, спорить не буду), но когда я дропнул игру было именно так. Так почему же мы осуждаем огромное количество F2P мобильных игр, в которых от твоих навыков много что зависит, а рандом не так важен, а Hearthstone нет?
Возможно я словлю тонну хейта после слов о том, что "навыки тут не важны", но по другому я сказать не могу. Hearthstone изначально выбрал концепцию простой игры. Эта жертва, которая была необходима, чтобы игра взлетела и стала массовой. На высоких рангах игроки играют одними и теми же колодами, поскольку они просто эффективнее работают. О какой стратегии тут может идти речь, когда все играют на одном и том же и чтобы хорошо играть ты просто вынужден запоминать все метовые колоды и быть в курсе изменений? Разумеется, есть энтузиасты, играющие тем, что есть под рукой, не преследуя никакие ранговые цели, но их не так много (по крайней мере было раньше). Ну и естественно это правило не распространяется на профессиональных игроков. Там другой уровень, на турнирах надо уметь удивлять своего оппонента.
Если слова насчёт простоты игры кажутся вам пустым трёпом, попробуйте Magic The Gathering, который и популяризовал жанр ККИ. Благо сейчас это можно сделать бесплатно в MtG: Arena, без траты финансов на физические карты. Да, Hearthstone придумал несколько оригинальных механик, которые в "Мотыге" не использовались, но по большей части это упрощение карточной игры 1993 года. Даже Legends of Runeterra от Riot Games обрастает новыми механиками и картами со скоростью самолёта.
А, да Hearthstone Classic, анонсированный на прошлом BlizzConline. Тут действительно нужно пояснение? Да, карты будут выдаваться бесплатно, но игра повторит путь WoW: Classic, а значит следующие сеты будут перевыпускаться и, скорее всего, за эти бустеры уже придётся платить.
Heroes of the Storm
С HotS случилась удивительная история. Когда игра вышла, она словила тонну негодования со стороны игроков из-за множества непонятных механик, которые в MOBA-играх не применялись. Действительно, от игры ждали "убийцу DOTA 2 и League of Legends", а на деле получилась очень странная игра. Что Blizzard сделали? Они продолжили гнуть свою линию, наполняя игру контентом, картами, режимами, героями. Игра не стала "убийцей", но у неё и не стояло такой задачи.
HotS выбрала другой путь развития, отказавшись от многих канонов MOBA-жанра, что выгодно её выделяло на фоне конкурентов. Многие игроки в Доту и ЛоЛ не смогли принять HotS просто потому что она другая. Это не значит что она лучше или хуже, просто не надо от неё ждать того же. И, лично я, считаю что это правильный подход к разработке игр в определённых жанровых рамках. Зачем повторять идеи, плодя бесчисленные неокупаемые клоны, когда можно изменить концепцию так, чтобы она ощущалась свежо, не меняя при этом правила игры. Fortnite взлетел за счёт хайпа по баттлроялям не потому, что он был бесплатным аналогом PUBG, а потому что он самобытен. Тут конечно стоит отдать должное оригинальному PvE Fortnite, но это очень удачное совпадение...
Рубрика "Учим разработчиков делать игры" окончена.
(Константин Тростенюк)
И что делают Blizzard с отличным самобытным проектом? Уменьшают количество разработчиков HotS, сокращают поддержку игры и убивают киберспортивную лигу. nuff said.
Overwatch
Когда Overwatch только анонсировали, у многих фанатов закрались сомнения, насчёт этого проекта компании. Комментарии под трейлером в основном были посвящены небезосновательным сравнениям с Team Fortress. Тем не менее, ближе к релизу проект начал обрастать подробностями и, что самое важное, рекламной компанией.
По сути, с проектом Valve игру роднят только игровые режимы и наличие героев, в качестве боевых единиц. Overwatch быстро доказал, что он больше чем рескин TF2, как в плане геймплея, так и в плане медийности. И именно медийность сделала Overwatch тем, чем он является сейчас.
Если вы не следите за новостями игровой индустрии специально, то всё равно слышали про Overwatch. Его продвигали стримеры, блогеры, художники, писатели-фанфикщики, даже телевидение. Ты не мог не слышать о скандале с вызывающей позой Трейсер и rule34 артах со Вдовой или Дивой. А ещё ты наверняка видел те завирусившиеся видосы "I'm already Tracer", ну или хотя бы пародии. Что уж говорить об официальной продукции: CGI-ролики, комиксы, рассказы. Blizzard смогли одним лишь внешним видом продать игру огромной толпе фанатов компании и новым игрокам, которые просто пришли посмотреть на героев. Подобное сейчас сделали Capcom со своей Леди Димитреску.
Тем не менее, под внешним блеском была не пустая оболочка. Это был отличный соревновательный командный шутер. У TF2 не было крупных аналогов на рынке, так что, как и в случае с HotS, Blizzard воспользовались возможностью сделать что-то своё, но по знакомым лекалам. Лично я играл открытую бету и один раз на бесплатных выходных. Это хорошая игра, у которой довольно низкий порог вхождения, но огромный потенциал для развития игрового "скилла". Просто соревновательные, а уж тем более командные, игры – не моё.
Так как дела у этой "жертвы" маркетологов обстоят сейчас? Игра переводится в статус F2P, а к релизу готовится Overwatch 2 – та же игра, но с одиночной кампанией и за деньги. По сути ситуация похожа на StarCraft, за исключением одного: профессиональная лига Overwatch закрыта. Внезапно, Activision (а скорее всего это было решение именно Activision) решила, что профессиональные игроки и официальные турниры слишком дорого обходятся, а приносят не так уж много денег. Гораздо выгоднее расширять область микротранзакций, пополняя базу скинов. Тем временем сама игра приелась уже даже тамошним завсегдатаям.
Arcade Collection
Да, обсудим и это. Во времена, когда только ленивый издатель не перевыпускает свои старые игры на актуальные платформы, Blizzard как-то долго оттягивали этот самый момент. Что в названии делает слово Arcade, для меня до сих пор остаётся загадкой, ибо ни одна из игр сборника на аркадных автоматах не выходила (Blackthorne и The Lost Vikings делались под MS-DOS, после чего портировались на домашние консоли, а Rock n' Roll Racing разрабатывался под Sega Genesis/Mega Drive).
Мой отношение к этим играм довольно простое. Викингов и РокнРолл Рейсинг я застал на своей Сеге и любил в них поиграть (викингов больше, гонки до сих пор не особо люблю как жанр), а в Blackthorne сыграл значительно позже на эмуляторе SNES (не сказать что был в восторге, но игра интересная). Что делать с этими проектами, кроме как переиздавать из раза в раз на новых платформах, Blizzard не знают. И вряд ли когда-то узнают. Ни платформеры-головоломки, ни аркадные гонки популярностью давно не пользуются. Ни одна из этих IP не будет развиваться, вне рамок HotS и прочих коллабораций, ибо не выгодно.
Diablo
Оставил лакомый кусочек напоследок, ибо мне есть что сказать.
В отличии от других проектов Blizzard, Diablo обрела статус культовости не за счёт тщательной обработки существующих концептов до состояния сияющей поверхности. Это был уникальный проект, породивший целый поджанр RPG, принятый называть "диаблоидами". Когда рынок был наполнен "партийными" RPG во вселенной D&D, Blizzard создали одинокое приключение в сеттинге тёмного фэнтези – мрачное и жестокое. Это обеспечило первой части Diablo статус культовой "ещё при жизни".
Сиквел ждал ещё больший успех, поскольку вокруг скелета, коим можно назвать первую Diablo, было нарощено мясо в виде хорошего сюжета, разнообразия механик и реиграбельности, за счёт новых классов. Diablo открыла миру систему "цветного" лута и hack'n slash составляющую в ролевых играх, которые до неё были преимущественно пошаговыми. А потом вышла Diablo 3.
Это классика, это знать надо
Вместо однозначной народной любви триквел получил весьма смешанные отзывы. Кто-то принял изменения в серии, кто-то разочаровался в жизни. Кто прав, решайте сами, на вкус и цвет товарища нет. Однако факт остаётся фактом, Diablo 3 – успешная игра, не посрамившая лицо франшизы и привлёкшая много новых игроков. К сожалению, потом выяснилось, что "у нас нет телефонов".
Зато теперь у нас есть тизер Дьяблы 4. И трейлер разбойницы. И немножко геймплея, который выглядит (лично для меня) точь-в-точь как Диабло 3, но и тут люди недовольны. И ремастер Диабло 2. А вот тут остановимся, поскольку лично для меня он представляет наибольший интерес.
Говорю сразу, во времена выхода я Diablo не застал, в силу своего возраста. Ни первую, ни вторую. Много слышал, но так и не мог дотронутся по разным причинам. Зато я прекрасно знаком с такими её последователями как Sacred и Titan Quest, ибо пройдены они были мной несколько раз в разные временные промежутки моей жизни. В итоге Diablo я коснулся только где-то году в 2016, поиграв в первую часть. И я не понял.
Недавно я решил ещё раз вернутся в Titan Quest, влекомый мыслью "ну, может я тёмное фэнтези не люблю". Меня хватило пройти Грецию (где-то треть игры), после чего я дропнул прохождение, не увидев смысла продолжать. Это же просто кликеры, в которых изредка надо делать выборы, в какую сторону раскачивать персонажа и заниматься менеджментом инвентаря. В играх жанра нет челленджа и хоть какой-то глубины процесса. Разве что нужно умение быстро кликать мышкой в разные части экрана, но блин, это в любой MOBA-игре сложнее. Молчу уж про osu!, например. Вы можете возразить "поиграй и дойди до самой высокой сложности, будет тебе челлендж", но вся сложность будет разбиваться о лютый гринд с выбиванием шмота. Почему люди хейтят многие JRPG за обилие гринда, тогда как диаблоиды недалеко от этого ушли? Те же самые др*чильни, только их западный аналог.
Окей. Ненапряжный игровой процесс тоже имеет право на существование. В конце концов, я сам люблю поигрывать в мусоу-игры, а в них мозгов надо гораздо меньше. Но там же сюжет! Ну хватит его на одно прохождение, а дальше? Diablo подразумевает реиграбельность за счёт приличного количества классов и вариантов их прокачки. На второе прохождение сюжет уже не нужен будет. Да, игра будет подкидывать уникальные ситуации, за счёт всё той же реиграбельности, так что контент генерируется "на ходу", но это уже никак не касается сюжета.
Так что лично для меня, последней интересной составляющей серии остаётся атмосфера игры. Её звуки, музыка, визуальный стиль и т.д. И это именно та составляющая, которая свойственна всем предыдущим франшизам Blizzard, уже перечисленных мною. Что Warcraft, что StarCraft, что Overwatch, да даже Hearthstone – каждая из этих игр влюбляет в себя с первого взгляда, за счёт целостности своей стилистики. Их миры хочется исследовать, погружаться в них с головой, настолько интересно и необычно они выполнены. Даже несмотря на то, что миры Warcraft и StarCraft многими аспектами похожи на миры Warhammer (за что Blizzard частенько недолюбливают фанаты варгеймов, обвиняя их в плагиате), это не отменяет факта их глубокой проработки и интересных сюжетов, построенных вокруг. И, думаю, если бы MMORPG в своё время решили делать не по Warcraft, а по Diablo, у конкурентов попросту не было бы шансов переплюнуть этот проект по части атмосферности происходящего.
Ремастер/ремейк Diablo 2 делают разработчики из Vicarious Visions, которые уже успешно ремейкнули трилогию Crash Bandicoot и первые две части Tony Hawk's Pro Skater. Это даёт какую-никакую гарантию на то, что проект не повторит печальную судьбу Warcraft 3: Reforged, что безусловно радует фанатов оригинальной игры. К тому же, оригинальная игра останется в магазине Blizzard и на вашем аккаунте. Игра выйдет на консолях, но не будет поддерживать кроссплей со старта. Однако можно будет переносить сохранения с ПК-версии на консоль и наоборот. Уверен, что все фанаты будут счастливы, ибо работа, которая проделана для ремейка, выглядит колоссальной (как и в случае с Крэшем и Тони Хоуком). Видимо, это какие-то мои личные загоны, что я перестал понимать жанр, который был мне довольно близок в детстве. Я не чувствую восторга от банального закликивания врагов мышкой или постоянного "кайта" врагов, если играю за дальнобойного персонажа. То ли я стал привередливым, то ли жанр сегодня так воспринимается. Может быть надо играть с друзьями.
Ещё раз повторю, на всякий случай. Я никому не навязываю своё мнение и не пытаюсь никого обидеть. Если всё же обидел, приношу свои извинения. Каждый играет в то, что хочет. Просто мне обидно, что компания, которая славится своими мирами, уникальными визуальными стилями и новаторскими решениями сейчас занимается паразитированием на своих старых франшизах. Да, скорее всего, винить стоит не саму Blizzard, а Бобби Котика, стоящего у них над душой, но не всё ли равно? Ситуацию это никак не изменит.
6 лет видео, до сих пор актуально.
Если кто-то укажет мне на мою неправоту в комментариях, буду только рад. Разумеется, если это будет аргументированная критика, а не "автар не шарит за классеку всё панятна". Я просто хочу понять, почему за Blizzard до сих пор сохраняется ярлык "корпорации добра". Capcom вон куда большую работу проводит над ремейками Resident Evil, почему-то их за любой косяк и несостыковку с оригиналом тут же упрекают. Bioware уже 3 спорных проекта подряд выпустили и в возвращение "тех самых" Mass Effect и Dragon Age уже даже фанаты не верят. Почему выход ремейка Diablo 2 должен внезапно всё изменить для индустрии?
Спасибо за прочтение.