Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. ("Отцы и дети")
ссылки на другие типажи - в конце статьи
Основательно покопавшись в гербарии человеческих типажей, собранных в романах И.С. Тургенева, мы подошли к самой сложной для определения группе характеров. Именно группе, так как отдельные личности на первый взгляд могут отличаться очень сильно.
Например, Евгений Базаров и Павел Кирсанов (противостоящие герои "Отцов и детей"). Казалось бы, что общего? Потомственный дворянин с «принсИпами» и разночинец-нигилист. Один не утруждает себя никакой работой, другой готовится к судьбе уездного лекаря. Один франт и красавец, другой распустеха в лохматых бакенбардах. В чем сходство?
А во всем! По складу личности это почти близнецы-братья. Одинаково встречают вызовы судьбы, испытывают влечение к женщинам одного типа, одинаково одарены от природы, но не могут определить свое место в мире, найти приложение своим способностям. Даже поведение сходно: оба высокого мнения о себе, немного насмешливы, желчны, «ломаются», но временами могут быть неожиданно просты и очень неплохо разбираются в людях. Именно поэтому они постоянно цепляются друг к другу, видя в оппоненте весьма нелестное собственное отражение. Собственно, их споры это попытки доказать себе «Ну я-то не такой!». Такой, такой...
Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись.
Подобрать дерево-ассоциацию для них было сложно, мне потребовалась помощь зала. Нужно было дерево мощное, несколько агрессивное, но плохо гнущееся и от этого хрупкое. В результате читатель Михаил Ж. предложил ель. Мне понравилось. Тем более, что это тоже хвойный тип, но чисто мужской, парный женщине-"сосне".
Как биолог могу сказать, что к таким деревьям можно отнести ель. Вроде могучее дерево, затеняющее все под собой. Но стоит подуть сильному ветру - и оно выворочено с корнем, поскольку имеет поверхностную корневую систему. И еще - если у ели повредить верхушку, другая не вырастет или вырастет крайне уродливая. Моноподиальный тип ветвления.
Да и характер как-раз подходящий: сумрачный, иной раз со странностями, с какой-то склонностью к безвыходным ситуациям.
Здесь лапы у елей дрожат на весу ,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно. (В.Высоцкий)
Что же это за "заколдованность", загоняющая весьма толковых, даже одаренных людей в ловушку бесцельных страданий? Очень трудно вывести базовую черту характера "елей". Пожалуй, это соединение силы переживаний и болезненной невозможности признать свою ошибку. Как для дерева-ели губительным оказывается сочетание огромной парусности ветвей-лап и маленькой точки опоры, так и люди-"ели" сосредотачивают огромные ресурсы личности на неустойчивой точке опоры - обостренном самолюбии или перфекционизме.
Был в 90-е годы, когда пошла мода на жутковатые породы собак, такой анекдот:
Дворовый Бобик рассказывает приятелям: - Мы тут с бультерьером поспорили, у кого хватка челюстей сильнее. Проверять решили на покрышках КАМАЗа. - Ну?! - Ну у Бульки челюсти покрепче, пожалуй. Но я свои успел разжать, когда КАМАЗ поехал...
Вот и люди типажа Базарова и Павла Кирсанова не могут вовремя «разжать челюсти», даже если это будет стоить головы. Не умеют признавать совершенных ошибок, списывать вложенные усилия в убытки, начинать все заново или вообще найти новый путь.
Именно это отличает их от ярких «альфачей», типажа Паратова («Бесприданница» Островского) или Серпуховского («Холстомер» Толстого). Те как раз умеют быстро менять траекторию, отказываясь от недоступного, выбирая новые цели и объекты преследования и яркой активностью отвлекая внимание от своих проигрышей.
"Елки" проигрывать не умеют. Странно, но даже при наличии мощного честолюбия в приоритете у них будут иные переживания. Кирсанов после любовной катастрофы бросил военную карьеру и даже спустя десятилетия не смог начать никакой другой полезной деятельности. Базаров в сходной ситуации даже думать больше не мог о своих планах переустройства общества. Все погибло.
Кого еще можно вспомнить из персонажей русской классики? В первую очередь героев Л.Н. Толстого: Алексея Вронского («Анна Каренина»), Степана Касатского («Отец Сергий»). Тоже яркие люди, в момент любовного потрясения бросившие карьеру и в дальнейшем не сумевшие ни вернуться на прежний путь, ни достичь чего-то разумного на новом поприще.
Это не жизнестойкие "ивы", способные из пня отрастить новый ствол. И даже не "березы", кое-как залечивающие раны, обильно омытые слезами. Еловый выворотень после житейского урагана уже не поднимется.
В общем, при больших дарованиях и огромной силе духа судьба у "елок" часто не складывается. А если бури-ураганы и обходят стороной, то характер с годами становится все более и более тяжелым. Атмосферу мрачного заколдованного ельника такой глава семьи родным обеспечит.
Часть 1 : люди-"ивы" Часть 2; люди-"березки" Часть 3: женщины-"сосны"
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .