Найти тему
Мама Научит

Что не так с людьми, которые "матом не ругаются, а на нем разговаривают"?

Оглавление

Матом не ругаются - на нем разговаривают... Жить в России и не знать этого пласта русской лексики практически невозможно. Надо родиться слепо-глухо-немым или жить буквально "под стеклянным колпаком".

Но значит ли это, что повсеместное использование нецензурных слов становится нормой?

С точки зрения культуры речи мат относится к лексике ограниченной сферы употребления. То есть русский язык, великий и могучий, приемлет любые формы выражения мысли. При условии, что они точно передают содержание той самой мысли и соответствуют ситуации общения.

То есть, есть ситуации, когда материться можно?

Конечно. Ведь мы же договорились, что мат - это такие же слова, такие же факты языка, как и все другие. Их особенность - ограниченная сфера употребления. А значит, вполне допустимо использовать непечатную лексику:

1. В обществе, где эту лексику используют все или подавляющее большинство (соответствие ситуации).

2. Если именно эти слова наиболее точно передают мысль.

Отличный пример привела мне как-то студентка. Она сказала: "Иногда бывает так плохо, что цензурным словом этого не выразить!"

Соглашусь, что использование "крепкого словца" иногда гораздо уместнее, чем попытка выразиться на чисто литературном. При условии, что окружающее общество к таким выражениям относится толерантно.

Использование мата "через слово" = критически маленький словарный запас

Совершенно иная ситуация, когда, независимо от ситуации общения и его темы человек привычно вставляет нецензурную брань в каждую фразу.

Здесь я вижу два варианта.

1. Наиболее часто вставляют одни и те же 5-6 выражений. Эти выражения вообще не передают никакие мысли. Это просто слова-паразиты. Дурная привычка сродни "ковырянию в носу".

2. Те же самые несколько слов и выражений заменяют часть слов. О чем это говорит? У человека маленький словарный запас. По крайней мере - активный словарный запас. То есть он понимает большинство часто используемых слов русского языка, но когда сам говорит, не может быстро вспомнить нужное слово. И вместо него использует "универсальный эквивалент" - наиболее привычное выражение, которое оказывается нецензурным.

И что мы имеем? В первом случае человек думает медленно. Ему приходится нецензурной бранью "заполнять паузы". Вместо меканья-беканья: "Ну, это, вот", - он матерится. Чем лучше? Да ничем. Любому нормальному человеку понятно: это и низкий уровень культуры и воспитания, и просто легкая туповатость.

Ведь вербальный интеллект, то есть умение пользоваться языком - значимая часть интеллекта. Именно на проверке вербального интеллекта построена значительная часть заданий при проверке IQ.

Во втором же случае все еще понятнее. Маленький словарный запас практически приравнивается к низкому интеллекту.

Почему нельзя говорить "русским народным" при детях?

Первые уроки речи ребенок получает от родителей и ближайшего окружения. И если папа, а тем более мама говорит через слово матом - для ребенка именно такая речь станет образцом для подражания.

Никакие уроки, никакие учителя и воспитатели впоследствии не смогут "вытравить" из него эти привычки. Даже если он уже в сознательном возрасте осознает ущербность собственной речи и всерьез займется саморазвитием - ему придется постоянно контролировать себя.

-2

С другой стороны, нередко родители жалуются, что "это ребенок в детском саду / в школе нахватался". Не верю. Если в семье говорят на красивом, грамотном русском - ребенок "на автомате" переходит ровно на такую же речь, едва переступив порог.

Да, родители могут случайно услышать из уст своего "интеллигентного мальчика" крепкое словцо, когда он общается с ровесниками в компании. Но в такой ситуации ребенок обычно смущается и извиняется.

Даже если кто-то из родственников допускает иногда нецензурные выражения - дети довольно быстро улавливают неодобрение, пусть и не высказанное в явной форме. И понимает, что это - слова для исключительных ситуаций, но никак для повседневного общения.

Кстати, отлично развивает активный словарь ребенка чтение вслух. Потому что именно при чтении вслух ребенок произносит в контексте те слова, которые редко используются в быту. Тем самым расширяя активный словарь. И повышая уровень интеллекта, заметьте!