Найти тему

Сериал "Топи"

Оглавление

Как-то так получилось, что Глуховского я не читал. "Метро" вышло, когда я с жанровой начал постепенно переходить на более серьезную литературу.

"Текст" появился, когда я с головой увяз в самиздате с его конкурсами, взаимными чтениями и т.п. Фильм "Текст", кстати, посмотрел, потому что саму книгу хвалил знакомый, а потом я еще и интервью у Дудя с Глуховским увидел и решил с творчеством хотя бы так познакомиться. Но фильм не впечатлил: то ли режиссеру не удалось передать "текст" на экран, то ли я настолько сильно не ждал ничего хорошего от фильма с Петровым... В общем, читать книгу уже не буду.

-2

"Топи" тоже могли бы пройти мимо меня незамеченными, если бы не youtube, подсунувший мне клип АИГЕЛ. Творившаяся там дичь в стиле Кинга, Лавкрафта и прочих милых сердцу мистических и трешевых вещей меня впечатлила, и я пошел смотреть сериал.

Песня, кстати, въедливая - привязалась)

Аннотация:

Столкнувшись с неразрешимыми проблемами, пять молодых москвичей убегают в монастырь неподалеку от полузаброшенной деревни Топи. Они воспринимают поездку как приключение, долгожданную свободу от забот и возможность забыться. Однако путешествие оборачивается чередой загадочных событий, которые лишь приближают то, от чего они бежали, и заставляют сомневаться в реальности происходящего.

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Собрались как-то Павел Дуров, Илья Варламов и три девицы на любой вкус и цвет на православный спа-курорт...

Да, поначалу герои из-за их вводной и очевидных/мнимых прототипов кажутся немного анекдотичными.

-3

Денис Титов (актер Иван Янковский) - владелец it-компании, разработавший любопытное приложение TrueTalk, которое по пульсу, движению глаз/зрачков, тембру голоса определяет врет человек или нет. Ден в лучших традициях Павла Дурова отказывается слить фсбшникам переписку пользователей его приложения. Но разозленные правоохранители его почти не интересуют, потому как есть проблемы существеннее - у Дениса рак мозга. Врачи помочь уже ничем не могут, и мама, в надежде на чудо, предлагает Дену съездить в монастырь в Архангельской области.

Денису терять нечего, и он решает попробовать вариант с религией, но менеджер, организующий "экскурсия" от монастыря, говорит, что надо еще троих людей. По объявлению в соцсетях, сделанного Дэном, первые трое, кто присоединится к нему на вокзале и отправятся с ним в поездку.

По такой подробной вводной, ключевой ролью в начале "приключения", крючке в виде матери и многим другим параметрам Ден вполне себе тянет на главного героя (плюс постер, хе-хе), но примерно в середине сериала эту роль пытается отвоевать другой персонаж - Максим Кольцов (актер Тихон Жизневский).

-4

Максим Кольцов - журналист из it-сферы на роль главного героя тоже претендует, но является скорее соперником (антагонистом, как сказал бы Труби, только не в привычном злодейском смысле этого слова). Одно время Макс пересекался на тусах с Деном, отчего числился у него в друзьях. И когда начальство потребовало сдать Дена "правосудию", Макс долго упирался. Уволили его, кстати, не поэтому, а потому что смотрел порнушку на рабочем ноуте в рабочее же время. Оставшись без работы Макс попытался устроиться в либеральные сми (соврав почему именно его уволили), во время собеседования с которыми и узнал о созыве Дена в православный спа.

Но если Ден под действием болезни и местного колорита потихоньку саморазрушается, то Макс наоборот, кажется, идет к "просветлению": то легкодоступный секс ему надоедает и "сердцу" хочется светлого/чистого/невинного, то о творящемся в Топях миру поведать хочется, чтобы злодеев наказали. Тут главное помнить, что в Топях много чего кажется...)

Девушки на фоне этих двоих, а потом еще и местных теряются, разве что Соня Громковская (актриса Анастасия Крылова) выделяется, но все равно на вторых ролях.

-5

Так Катя Лебядкина (актриса Катерина Шпица) типичная стареющая тридцатилетка, которая все еще не замужем, а очень надо. Катю бросил парень, и она мечется "из мира живых в мир мертвых и обратно": пытается запивать таблетки алкоголем, причем и то, и другое в больших количествах; то бросается на Макса и еще вопрос кто кого трахнул, то уже я не такая и жду трамвая, или хотя бы того шофера, которому можно сиськи показать. А еще Катя постоянно думает и озвучивает вслух свои мысли о неминуемо приближающейся старости, что просто не может не сыграть с ней злую шутку в той хтони, в которой они заблудились.

-6

Эля Мусаева (актриса Софья Володчинская) - чеченская девушка, которую родня собралась насильно выдать замуж. Для девушки, с которой подобный фокус можно провернуть, она слишком сильная, а еще помимо весомых аргументов у нее есть пистолет, отчего образ получился стереотипным и размытым одновременно, а может, и вовсе несостоявшимся. Впрочем, актриса хорошо играет, и ее персонаж мне даже понравился.

-7

В отличие от той же Сони Громковской, которой явно готовили особую роль и место в сердце зрителя, но я такой типаж не очень люблю. Соня из глубоко верующей семьи. У нее накануне умерла старшая сестра - разбилась на мотоцикле. Из-за этого у Сонечки кризис веры, причем не только в бога и отца, но еще и в собственные идеалы, которыми она половину сериала будет давить на уши Денису. А еще Сонечка завралась, или это Глуховский запамятовал: чего он ей в реплики в первой серии вложил, а чего ближе к финалу.

В общем, эта пятерка совсем не походит на мою команду по спасению мира. Видимо, водитель, встречавший их у поезда, решил так же, потому и свалил сразу после того, как по его вине они угодили в аварию. И наши герои очутились в заброшенной деревушке Топи, где все не так, как кажется на первый взгляд...

-8

Придя в себя после аварии и не найдя водителя, герои пытаются выбраться сами. Не обнаружив в монастыре не только православного спа, но и вообще хоть какой-то жизни, герои отправляются в ближайшую деревеньку, чтобы разузнать что да как. Там они останавливаются у местной жительницы - бабы Нюры, а на утро пропадает один из пятерых.

В поисках пропавшего персонажа герои не только ничего не находят, но еще больше запутываются: кто-то в происходящем, кто-то в ловко расставленных местными "сетях", кто-то в себе. Герои находят для себя понятные объяснения происходящему, но в тоже время зрителю показывают, что герои глубоко заблуждаются, как и глубоко блуждают.

Местные жители довольно колоритные, по большей части молчаливые, и не все безопасные. Кто-то из них верит в чудесные способности местного батюшки, кто-то преследует свои цели, кто-то охраняет чужие интересы. Дым розовый от местного щедрого химкомбината застилает горизонт. Еще хозяин какой-то по округе бродит, которого все боятся... В общем, дела творятся чудесатей, чем в Датском королевстве.

Почему стоит посмотреть

Сняли действительно хорошо: картинка, детали, актерская игра, цитаты и отсылки, даже история, несмотря на неоднозначный финал.

Помимо главных героев здесь есть не менее колоритные второстепенные персонажи: и баба Нюра, и себе на уме капитан Козлов, и живущие рядом с Топями в лесу беглые зеки, и местная прекрасная лолита Арина...

Любопытных деталей очень много, а если пересмотреть, думаю, найдется еще. Мой топ:

1) Почти разложившаяся двуглавая птица, которая время от времени вспыхивает, но как феникс все равно не воскресает.

2) Надписи на стене в церкви в келье священника. Их там много, но при первом появлении отца Ильи мой глаз выхватил: "Изыди господи" (Спаси меня господи и изыди в одном кадре целиком не уместились, выдав прекрасное).

3) Головы кукол, насаженные на колышки в огородах местных. Огородах, заросших травой.

4) Желтый плащ хозяина как привет Стивену Кингу и "Оно" (где, кстати, дело тоже частично в воде - в коммуникациях и водоотводах). В этом отношении хорошо смотрится желтый платок, который в одном из кадров повязывают на лоб, парадируя повязку Рембо. Вроде как против большого зла (желтого плаща) маленькая но твердая решительность со всем разобраться (платочек).

5) Камео Глуховского в финале - в лучших традициях Голивуда (Кинг и его появление в своих фильмах/сериалах, или Стэн Ли и Marvel, из наших только камео Лукьяненко в Дозорах помню, впрочем, наше больше и не смотрел).

Ну и, конечно же, несомненно плюсом идет саундтрек от АИГЕЛ. У меня как-то с этой группой не сложилось поначалу, когда я после шикарного клипа на песню "You're Born" пытался познакомится с остальным их творчеством. Но вот ОST к "Топям" я даже в плей-лист добавил, особенно заглавный трек.

Итого: посмотреть определенно стоит.

Дальше будут спойлеры и размышления о финале.

-9

Сериал "Топи" дает как минимум два объяснения происходящему, но не делает акцент, какой же из этих вариантов верный, чтобы зритель смог сам определить, чего ему хочется от финала.

Изначально все сводится к тому, что Денис и компания погибли в той аварии из первой серии. На это намекают видения, где они истекают кровью в перевернутой машине. В деревне Дену об этом говорит Вениамин, муж бабы Нюры, после чего в телефоне появляются могилы ребят. Плюс сцены в последней серии, когда Максим и Софья бегут по церкви - там показывают как все есть на самом деле, и в одной из пробегаемых сцен Денис лежит мертвый на деревянном столе, его тело отмывают для похорон. Да и застолье перед этим тоже выглядит как поминки: все в трауре, кроме москвичей, бабы Нюры с Вениамином (они в белом: она блаженная, он мертвый) и милиционера (кстати, обратите внимание, что он все еще милиционер, а не полицейский - форма и машина старые).

Но в середине сериала нас начинают плавно вести к мысли, что все совсем не так, как кажется. Что все дело в орудующем здесь маньяке и воде. Мол местный химкомбинат своим розовым дымом и другими отходами травит озеро и воду в округе, из-за чего у всех такие милые галлюцинации: мертвецы оживают, русалки в озере мерещатся, боли из-за опухоли перестает чувствоваться и другие чудеса. Плюс связь с внешним миром...

Только вот, несмотря на прекрасную аллюзию на современную Россию, рациональное объяснение с водой и злым заигравшимся чиновником/хозяином не работает. Почему? А вот почему:

1) Максим верно подмечает, что мент никогда не пьет здесь воду, а всегда со своим - с алкоголем. Но выпив водки, Максим прозревает не полностью - он видит Катю в безумной старушке, но Арина для него так и остается молодой лолитой. Плюс когда они с Соней пытаются сбежать от хозяина, Макс видит Лизу, а ведь воды он еще не пил, а водку - вот только что. Эффект слабенький?

2) Денис и Соня пробовали исцелить первого молитвой перед чудотворной иконой в монастыре, но ничего не получилось. Да и Денис не похож на хорошо внушаемого человека. Плюс рак, при котором уже химия не поможет, чудотворной водичкой может лишь вогнать его в сон, по типу других (настоящих) обезболивающих. А здесь хозяин пальчик к голове приставил и все! восстань и иди! То есть исцеление и последующие быстрые перемены не могут быть настоящими.

3) Дозвонившийся до своих Максим тоже не аргумент. Мы не видели, что там на другом конце провода. Плюс если в начале он с этой точкой возился, чтобы ее найти, а потом - бац! - и рояль в виде МегаФона в конце сериала. Не могло же КиноПоиску настолько понадобиться рекламную вставку сделать. Или могло, но рояль как раз идем в минус рациональному объяснению.

4) Отец Илья вешался в кадре минимум три раза: в начале, когда москвичи добрались до заброшенного монастыря; один раз, когда Топи показывали странное (когда Денис по кладбищу гулял); третий раз, когда его Денис с Соней из петли вытащили. После последнего болтания в петле священника воскрешает хозяин, причем похожими на "восстань и иди" словами. Плюс сам отец Илья говорит хозяину, что умирать не боится - умирал уже.

5) Заповедная зона (воля) вокруг вагончика зеков, за которую хозяин не мог зайти. Было бы оно все по настоящему, то Элю не пришлось бы выманивать образом жениха.

В общем, таких моментов в пользу нереальности происходящего можно еще найти. Но красивым кадром из финала с катающимся по кругу поездом авторы сами ставят крест на рациональном объяснении. Хотя я не исключаю того факта, что им просто хотелось эпичненько все закончить.

Потому я все-таки для себя выбрал версию, что герои погибли, а шофер из второй серии, перевезший их на буксире через воду (реку), был вроде Харона. С ним, конечно, не монетами, но Денис расплатился. (Шофер, кстати, очень интересно про себя рассказывал: мол, у него сезон пошел летом, как бабки-дачницы в огороды вышли работать, умирают там, а он их трупы возит).

Почему герой Денис, а Максим все-таки его антагонист

-10

Мне очень нравится определение Труби, что антагонист не обязательно зло, а персонаж, созданный оттенить главного героя. И Максим с этой задачей вполне справляется. Да, в сериале есть хозяин. Но он по сути всего лишь безликое зло, несмотря на все попытки авторов его раскрыть - слишком много шаблонов на него накручено.

А вот Максим в этом отношении хорош: он предается порокам, когда Денис держится минимум нейтрально. Когда Денис потихоньку плывет в сторону зла и распада личности (его), Макс, наоборот, вдруг задумывается о своем поведении и становится почти приличным человеком. Загвоздка в том, что он при этом преследует свои цели: присунуть Арине, сделать супер репортаж, что прославит его на всю страну. В итоге хозяин покупает его за 30 серебряников (300 тысяч) и целует (прям поцелуй Иуды, доставшийся Иуде). А потому Макс не заслуживает выбраться из Топей, а остается с одурачившей его ведьмой Ариной. Счастливым? Ну, кто знает - Ден вон с ней очень весело в одной из серий потрахался, так что "долго и счастливо" я бы Максу предрекать не стал.

С Денисом в плане геройства все гораздо интереснее. Его суперспособности (платежеспособность и умение здраво мыслить) в Топях настиг природный криптонит - деньги тут не особо кому нужны (хотя баба Нюра за постой охотно берет), а таблетки от головных болей Денис в поезде потерял, отчего мучается. Но он, как и Макс, тоже пытается разобраться в происходящем, потом понимает, что монастырь ему не поможет и надо выбираться домой, чтобы уладить дела перед смертью. Когда хозяин избавляет его от боли, неудивительно, что Денис поначалу готов пообещать ему все. Уж зарвавшегося Макса так точно, не зря ж они с Деном на контрах большую часть сериала. Но при этом убивать Элю Денис отказывается, и хозяин убивает ее сам, пусть и руками Дениса. (Хотя я тут несомненно выступаю адвокатом дьявола в угоду своей теории, но что поделать - человек слаб).

После смерти Эли Денис окончательно плывет мозгами и пускается во все тяжкие. Но в финале на помощь приходит мама, дозвонившаяся на незнакомый номер, чтобы поговорить с ним и направить на путь истинный. (Это кстати еще один факт в пользу теории загробного мира, потому как его мать могла просто молиться и мысленно обращаться к сыну, коря себя за то, что отправила его черт знает куда, вместо того, чтобы провести с ним вместе последние дни).

Тут, кстати, тоже интересная аллюзия, как и с Максом. Если у первого идет грехопадение и продажа души за условные 30 серебряников, то Денис очищается песком, возвращая себе боль, а с ней и способность здраво мыслить, и, может быть, душу. (Песок и глина вроде природного фильтра для воды, потому Денис песком счищает с себя тлетворное влияние хозяина).

И вот интересные вещи происходят в Топях после смерти хозяина, опять же в пользу Лимба/Чистилища/Смерти. У бабы Нюры помимо мертвого мужа появляется в доме ребенок - душа хозяина. В церкви перед этим показывали мертвых зеков, которые наряжали друг друга явно для похорон - на стенах стояли гробы. Неисчезнувшая Лиза осталась в церкви (для ее персонажа объявить такое это хорошая шутка), отчего Соня не может покинуть Топи - слишком привязана к сестре, потому поезд катает ее по кругу (ее душу). Катя-старушка нашла себе таки деда и, наверное, стала счастлива.

Про Элю, кажется, в финале забыли. Или ее душе позволили уйти, потому что она до конца даже под влиянием хозяина говорила, что хочет жить и хочет вернуться в Москву. Буду думать, что второй вариант.

А вот Денис, убив хозяина, исчезает совсем. Он как будто этим действием закрывает все свои гештальты и Топи его отпускают. А если и нет, и он просто умер, то точку в этой истории, главное и нужно действие совершил он, даже два - привез героев сюда, а потом уничтожил зло, тем самым искупив свои грехи.

Но это только мои теории и симпатии. Смотрите дисклеймер в начале.

И еще момент

Совпадения случаются. Случились и здесь. И для меня Топи с их главным героем Денисом стали интересны еще и тем, что в нашем с Талани Кросс соавторском романе тоже есть айтишник-миллиардер Денис. Только у нашего магией лечили больное сердце, а религией выбрано не православие, а ведизм и дзен-буддизм. Но несмотря на наличие дотошного журналиста, маньяка и порочных и не очень красавиц, у нас все сильно по-другому. И все равно весело, что так совпало.